Как русский князь немецкий храм построил
Перед началом лекции состоялась краткая торжественная часть — подписание соглашения между Российским историческим и Российским военно-историческим обществами. Председатель первого — спикер Госдумы Сергей Нарышкин, второго — министр культуры РФ Владимир Мединский.
— Каждую субботу, а в перспективе и каждое воскресенье, лучшие историки, ученые и популяризаторы науки будут читать лекции для всех желающих, — подчеркнул Мединский.
Историк Александр Назаренко — обстоятелен и спокоен — словно на лекции перед студентами истфака. Хотя его аудитория сегодня — куда более пестрая. Самому младшему «студенту» не исполнилось и 14 лет. А старший давно разменял седьмой десяток.
Рассказывает не спеша, и, как и положено серьезному историку, все время ссылается на источники.
Большинство со школьной скамьи помнят постулат: Русь формировалась вокруг торгового пути «из варяг в греки». Однако современная история считает, что едва ли не раньше пути в Византию славянские купцы проторили себе дорожку на Запад.
— Есть один немецкий документ X века, который называется Раффельштеттенский таможенный устав, — рассказывает Назаренко, — и в нем упоминаются русские купцы, спускавшиеся в Баварскую восточную марку (нынешняя Западная Австрия) из Праги. Известно и то, что они привозили с собой помимо мехов: мед, воск и невольников. Кстати, в Константинополь привозилось то же самое.
По словам историка, особенно интересен был принятый в Баварской восточной марке денежный счет.
Вместо франкского динария там использовалась золотая монета — сольд, который, в свою очередь, состоял из 20 серебряных скотов.
— Нигде на других территориях такой счет не встречается — это долгое время ставило в тупик историков. А потом его сравнили с древнерусским, где одна гривна состояла из 20 ногатов. И все встало на свои места, — Назаренко потирает руки, — а это говорит о том, что торговые связи были очень интенсивными.
Он привел пример: река Дунай. Которая у болгар называется Дунав. То есть если бы русские купцы впервые прошли путем «из варяг в греки» (который шел через Болгарию), то они называли бы его также, Дунав. Однако они именуют его так же, как чехи. А это значит, что западный маршрут был освоен ими раньше! Да и то, что шелк на старославянском назывался годовабль (от немецкого «божья ткань»), тоже говорит само за себя.
Еще более удивительна история немецкого храма, который построен на деньги русского князя.
— Есть житие святого Мариана XII века. Он описывает, как ирландские монахи решили построить в баварском Регенсбурге храм. Им не хватило денег, и один из них отправился за ними в Киев,— Назаренко улыбается, — денег князь монаху не дал, зато одарил возами мехов. И тот, приведя их в Регенсбург и продав, достроил храм. Собор святого Якова и святой Гертруды стоит до сих пор. А князь, имя которого не упоминается в житии, — это, вероятно, Владимир Мономах.
Помимо торговых, Русь и Запад связывали и династические связи. Причем число браков с западными династиями было в разы большим, чем с византийскими, которые можно пересчитать по пальцам одной руки.
РАСПИСАНИЕ
■ 13 февраля
12:00 Лекция «Культурные связи Древней Руси с восточными славянами в IX–XII веках». Читает историк-славист Анатолий Турилов.
15:00 Лекция «Начало русской цекви X–XII веков». Читает главный научный сотрудник института всеобщей истории РАН Александр Назаренко.
■ 20 февраля
12:00 Лекция «Древняя Русь на ментальной карте древних Скандинавов». Читает главный научный сотрудник института истории РАН Татьяна Джаксон.
15:00 Лекция «Как было устроено Древнерусское государство в X–XIII веках — сравнительный взгляд». Читает главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Назаренко.
■ 27 февраля
12:00 Лекция «Икона на Руси домонгольского периода». Читает старший научный сотрудник института востоковедения РАН Ольга Этингоф.
15:00 Лекция «Литература домонгольской Руси». Читает ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Конявская.