вс 20 октября 06:51
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Ограничение беспрецедентно и довольно жестко»

«Ограничение беспрецедентно и довольно жестко»

Депутаты Госдумы приняли новый закон о рекламе

[i]22 февраля в Госдуме в третьем чтении был принят новый закон «О рекламе», который должен вступить в силу с 1 июля этого года. Закон жестко регламентирует количество рекламы на телевидении, которой в результате станет меньше. Неудивительно, что он уже вызвал серьезную критику со стороны телевизионного сообщества. Впрочем, многие депутаты уверены, что закон в таком виде просто обречен на вето – или в Совете Федерации, или у президента.[/i] [b]«C большой натяжкой и неудовлетворением»[/b] Разработчик законопроекта «О рекламе» Владимир Мединский выступил с коротким докладом, суть которого сводилась к следующему: «Замечаний юридического и технического характера к проекту не имеется». Замечания, впрочем, тут же обнаружились у Владимира Жириновского. – Это очень важный закон, – заметил лидер ЛДПР. – Но, к сожалению, главный его недостаток – отсутствие ответственности. Закон расписан на 50 страницах, а об ответственности за нарушения – только одна страница. И все наши законы этим страдают! По словам лидера ЛДПР, куда логичнее было бы назначать штрафы в процентном отношении к прибыли канала. «А может быть, даже стопроцентную прибыль отдавать в доход государства, – предположил Жириновский. – Особенно это касается недостоверной рекламы, ведь она угрожает безопасности, здоровью, воспитанию людей. И в этом большой минус закона». Владимир Жириновский признался, что если и готов голосовать за закон «О рекламе», то «с большой натяжкой и неудовлетворением». – Тем более что по данному закону разрешается прерывать фильмы на рекламу. Это вообще нарушение культурного досуга граждан. Зритель смотрит кино – и вдруг ему показывают какие-то порошки или лекарства! И вообще, с медицинской рекламой у нас перебор. Если люди всю ее будут смотреть, то они действительно могут заболеть, – возмутился Владимир Вольфович. Позицию ЛДПР осудил Игорь Игошин, председатель комиссии по делам молодежи ЦК КПРФ: «На встречах с избирателями один из главных вопросов – об ограничении рекламы на телевидении. И вот сейчас мы слышим от фракции ЛДПР предложение «замотать» закон, вернуть во второе чтение и снова начать что-то обсуждать. То есть, по сути, идет затягивание решения этого вопроса. Хочется верить, что это просто искреннее заблуждение фракции ЛДПР». На этом прения закончились. Докладчику предложили ответить на претензии коллег, но Владимир Мединский хранил молчание. Подавляющим большинством голосов – 338 против 43 – решение было принято. [b]«Зонтики» под запретом [/b] Согласно новому закону хронометраж рекламного блока – вне зависимости от времени его выхода – не должен превышать четырех минут (раньше длительность рекламных пауз в праймтайме могла достигать 7–8 минут). В сутки объем рекламы не должен превышать 15% всего эфирного времени и 20% в час – то есть не более 12 минут – из каждого часа вещания. Спортивные соревнования отныне можно будет «перебивать» рекламой только в перерывах матчей. Художественные или документальные фильмы – не ранее через 15 минут после начала показа. Реклама в детских программах будет размещаться только в начале и в конце передачи (если программа длится 25 минут, то длительность рекламных блоков не должна превышать полторы минуты, если 40 – по 2,5 минуты, и если больше – 3 минуты). Кроме того, закон ужесточает требования к рекламе медицинских препаратов. Она не должна ссылаться на конкретные случаи излечения, создавать впечатление ненужности обращения к врачу. Из рекламы исчезнут медицинские сотрудники. «Мы одна из последних стран Европы, которая допускает такую рекламу, – заявил корреспонденту «ВМ» один из авторов закона Владимир Мединский («Единая Россия»). – Актер под видом панацеи «впаривает» несчастным телезрителям в лучшем случае биодобавку. В итоге пенсионеры тратят последние деньги на покупку этих препаратов». Серьезные ограничения также внесены в рекламу алкогольных напитков. Запрещаются так называемые «зонтичные бренды» – когда под видом безвредной продукции рекламируются запрещенные товары (например, водка под видом минеральной воды или журналов). Слабоалкогольные коктейли в этом случае приравниваются к алкогольным напиткам – их реклама также запрещена. [b]«На переходном этапе каналам придется непросто» [/b] Новые нормы появления рекламы на телевидении вызвали негативную реакцию представителей телевизионного сообщества. Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев считает, что закон абсолютно не учитывает интересов телевизионщиков: «Нам предлагают уравнять прайм-тайм и непрайм-тайм. Это приведет к повышению цен на рекламу. Крупным рекламодателям по большому счету все равно – платить 10 или 100 тысяч долларов за минуту рекламы – они это переживут. А отечественные производители не смогут конкурировать с «Кока-Колой» – значит, их не будет. Все рекламодатели хотят размещать рекламу в прайм-тайм. Значит, у нас не будет документалки, потому что у таких программ низкие рейтинги. В итоге закон поставит под удар независимые каналы, которые не имеют бюджетных подпиток». Впрочем, новый закон имеет и немало сторонников. По мнению председателя правления международной конфедерации общества потребителей Дмитрия Янина, необходимость в сокращении телерекламы назрела давно: «Если взглянуть на ситуацию шире, то мы получим перекошенный рекламный рынок. Телевидение «съедает» половину всех рекламных денег. Такая диспропорция привела к тому, что телереклама воспринимается отрицательно». Что касается запрета рекламы в детских передачах, то, по мнению Янина – это правильное решение. «В детских передачах не будут рекламировать детские игрушки, – говорит Янин. – Опыт стран, которые разрешили прерывать рекламой детские передачи – Малайзии, Индии, Кореи, – доказывает, что ничего хорошего из этого не получилось. Внутри этих программ рекламируются 40–70% продуктов, которые небезопасны для детей, – чипсы, шоколад и т. д.». Впрочем, разработчики закона все же признают, что встряски на рынке телерекламы после принятия закона неизбежны. «Нельзя не согласиться с тем, что ограничение беспрецедентно и довольно жестко, – прокомментировал поправки корреспонденту «ВМ» Владимир Мединский. – Но это те ограничения, которые требуют наши избиратели. Я думаю, что на переходном этапе каналам придется непросто. Цены на рекламу возрастут. Мелкие каналы, возможно, понесут какие-то потери. Но в долгосрочной перспективе ситуация стабилизируется». [b]Антон ЧАРКИН, представитель компании «Видео Интернешнл»: «Cтоимость минуты эфирного времени возрастет на 10–20%» [/b] [i]По нашим предварительным подсчетам, доходы телеканалов от рекламы после принятия этого закона сократятся минимум на 10%. Но это, как говорится, «средняя температура по больнице». На самом деле, больше всего пострадают не государственные, а частные телеканалы. Дело в том, что, по старому закону о рекламе, каналы могли использовать под рекламу до 20% эфирного времени. Но реально те же Первый канал и «Россия» используют не больше 14–15%. А вот все 20% под рекламу как раз выбирают именно коммерческие телеканалы. При таком раскладе, когда по новому закону количество рекламы в прайм-тайме сократится, им ничего не остается, как повысить стоимость минуты эфирного времени на 10–20%. Но это не решит проблемы, так как часть рекламодателей в этом случае просто уйдет или сократит объем рекламы.[/i] [b] Вячеслав Муругов, исполнительный продюсер СТС: «Этот закон ударит по зрителю!» [/b] [i]– Какие цели на самом деле преследует этот закон? Столько предположений сразу рождается – и ни одного хорошего. Мы еще не переварили всю информацию до конца, и пока закон не принят, есть еще шанс, что все будет не так плохо. Но первое ощущение уже нерадостное, конечно. Надо понимать, что профессионалы телевидения смотрят на это иначе, чем зрители. Зрителю дай волю – и он бы убрал всю рекламу, она его достала, раздражает. Но не нужно забывать, что мы смотрим многие программы именно благодаря рекламе и благодаря рекламодателям у нас в стране успешно развивается не только государственное телевидение, но и частные каналы – не один, не два, а гораздо больше! У аудитории сейчас есть выбор, разнообразие программ, сериалов. А что будет потом? В конечном итоге этот закон ударит именно по телезрителю! Можно догадаться, что сокращение объемов рекламы в любом случае приведет к подорожанию рекламного времени, а следовательно, и телевизионных продуктов. Многие программы, сериалы, шоу просто исчезнут, каналы не рискнут даже запускать или покупать дорогостоящие проекты. Одно ясно точно: в случае принятия этого закона отрицательных последствий не избежать. Я возглавляю производственный департамент на канале СТС и как производитель скажу за себя и за коллег: этот закон может привести к тому, что хороших, качественных телевизионных продуктов – таких, как сериалы «Гибель империи», «Штрафбат», «Брежнев» и другие – может стать меньше. Мало того, они могут просто исчезнуть! Надо понимать, что каналы вынуждены будут отказываться от качественной продукции, и это обеднит телеэфир. И очень жаль: ведь только сейчас отечественное телевидение набирает обороты и перестает быть придатком Запада, Голливуда. Закон о рекламе бьет именно по нашим, российским амбициям, лишает нас возможности конкурировать с западными каналами и производителями. Дело в том, что у нас просто нет ресурса для адекватной конкуренции с западным телевидением. А такой закон и вовсе лишит нас этой возможности. Проще будет покупать иностранный продукт, чем запускать дорогостоящее отечественные проекты. А потом все будут удивляться: почему же в Америке выходит столько телевизионной продукции, а у нас нет? Мы тоже можем столько производить – у нас есть силы, мозги, желание. И пока – деньги. Как нам себя обезопасить от последствий Закона о рекламе, мы решим, когда он будет точно принят. В любом случае, над этим подумают специалисты канала. Вспомнился в тему анекдот времен Горбачева: вышел закон о запрете спиртного, водка подорожала. Пьющий папа приходит домой, и дочка его спрашивает: «Значит, ты теперь будешь меньше пить?» – «Нет, дочка, ты будешь меньше есть». Так и у нас получится. И еще: у Рэя Бредбери был рассказ «И грянул гром», в котором человек перенесся на машине времени в прошлое и случайно раздавил бабочку. А когда он вернулся в будущее, не узнал мир вокруг. Казалось бы, такая ерунда, а сколько всего она изменила. Как бы это решение Госдумы не стало такой «ерундой», которая породит целую цепочку событий. Как бы мы все вместе не наступили на ту бабочку…[/i] [b]Рекламные расценки на основных телеканалах в прайм-тайм ПЕРВЫЙ КАНАЛ:[/b] до 1 миллиона рублей за минуту [b]«РОССИЯ»:[/b] до 1 миллиона рублей за минуту [b]НТВ:[/b] 850 тысяч рублей за минуту [b]СТС:[/b] 580 тысяч рублей за минуту [b]Ren TV[/b]: 347 тысяч рублей за минуту [b]«СПОРТ»:[/b] 80 тысяч рублей за минуту [b]ТНТ:[/b] 33 тысячи рублей за 30 секунд [b]По данным компании «Брэнд Медиа» [/b]

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?