Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

«Мы сознательно отказываемся от «жареных», провокационных и скандальных тем, которые могли бы иметь «чумовой рейтинг»

Развлечения
«Мы сознательно отказываемся от «жареных», провокационных и скандальных тем, которые могли бы иметь «чумовой рейтинг»

[i]На этой неделе телеканал «Россия» отметил свой 15-летний юбилей. Одним из приоритетных направлений на телеканале за эти годы стало документальное кино. С 15 мая документальное кино переместилось на вечерний прайм-тайм, 22.10. Руководитель службы документальных фильмов телеканала «Россия» Сергей Алексеев рассказал «ВМ», на какую документалистику делают ставку на канале.[/i][b]– Одним из самых успешных проектов в жанре научно-популярного кино на телеканале «Россия» за последнее время стал фильм «Великая тайна воды». Успех, по сути, был сенсационным, ведь научно-популярный фильм впервые опередил по рейтингам даже сериалы…[/b]– Идея создать подобный фильм появилась у нас давно. Мне кажется, что мы уже доросли до того, чтобы выйти на уровень не ниже наших коллег из BBC и Discovery по качеству производства научно-популярного кино. Это была попытка раздвинуть границы жанра неигрового кино, принятого у нас на телевидении. Три года, что существует наша документальная линейка на телеканале «Россия», мы ориентировались на сюжетно выстроенные, конкретные истории: документальные детективы, исторические исследования. Нам стало тесновато в этих форматах. Кроме сиюминутного, «жареного» и остро интригующего, зритель начал выбирать разумное, доброе, вечное. Продюсировал «Великую тайну воды» лично Сергей Шумаков (заместитель гендиректора телеканала «Россия»), и мы на телеканале очень довольны тем резонансом, который вызвал фильм.[b]– Вы изучали общественное мнение перед тем, как запустить в производство такой дорогостоящий проект?[/b]– Бюджет у фильма, конечно, несколько выше, чем обычно – с учетом того, что съемки проводились сразу в нескольких странах. Насколько я знаю, Сергей Шумаков в давней дружбе с производителями фильма – студией «Мастер», которая сделала нам несколько неплохих документальных картин. Замысел исходил изначально именно от этой студии, и потом, после переговоров, оформился в заказ от телеканала. Отличие этого проекта от так называемых «будничных» документальных фильмов, то есть тех, которые идут у нас по три-четыре раза на неделе, в том, что здесь, так сказать, другой масштаб участников. В фильме задействованы научные светила первой величины. И, конечно, мы проводили предварительную «разведку»: насколько это тема серьезна, насколько она научно обоснованна? Мы также «прощупывали почву» на предмет того, нет ли в фильме противоречий с традиционными взглядами нашей православной церкви на эту тему. Не секрет, что на других телеканалах бывали документальные фильмы, вроде бы родственные по тематике, откровенно спекулятивного характера, потому что они строились не на научном подходе, а на том, что Патриарх на Вселенском Соборе назвал «неоязычеством». Опасность пойти по этому чисто спекулятивному пути у создателей фильма, конечно, была, но им, на мой взгляд, удалось обойти эти «рифы».[b]– Как вы считаете, телеканалу под силу производить качественные научно-популярные фильмы самостоятельно или придется и в дальнейшем привлекать спонсоров?[/b]– Мы работаем на бюджетном финансировании. У нас есть бюджет на каждый отдельный фильм, размер которого определяется географией съемок, качеством компьютерной графики и другими факторами. Однако после успеха «Великой тайны воды» могу сказать, что, будь я спонсором, я бы с удовольствием вложил деньги в подобные проекты. Телеканал «Россия» сам не ищет спонсоров, это дело наших производителей, и многое зависит от их расторопности и авторитета. В этом плане нам, вероятно, легче, чем другим телеканалам – частным, сетевым. Могу сказать, что спонсор сейчас поменялся по сравнению с тем, что было два-три года назад. Пришли люди серьезные, которые работают на перспективу. Жулики разбежались, к счастью.[b]– В связи с тем, что линейка документальных фильмов «переехала» на праймовое время в 22.10, какие телезрителей ждут нововведения[/b]?– Это ответственный шаг. У нас сейчас – смешанное ощущение и тревоги, и радости. Думаю, мы будем опытным путем определять, что окажется более востребованным в прайм. От чего-то привычного, возможно, придется отказываться, а что-то новое – на ходу менять.[b]– То, что придется напрямую конкурировать с художественными фильмами и сериалами, обычными для этого времени на других телеканалах, вас не смущает[/b]?– Это дело непростое. Если мы поймем, что в 22.10 нужны фильмы научно-популярные, уровня «Великой тайны воды», то будем ориентироваться в этом направлении. Если окажется, что фильмы из нашей традиционной линейки востребованы и в это время, сделаем на них упор. Под традиционными фильмами я имею в виду такие фильмы, как, например, «Ласковый май».Как сотворить кумира» – в каком-то смысле более развлекательные, но построенные на крепкой драматургической интриге. Этот фильм мы показывали несколько раз с неизменным успехом у зрителей. Картина веселая, с авантюрным сюжетом, то есть – в ней есть то, что нравится зрителям и в документалистике. Традиционная неигровая картина с занимательным сюжетом всегда будет популярна. Касается ли сюжет истории, политики, культуры или науки, рассказывается ли в жанре документального детектива, но главное, в ней должен быть рассказ о конкретной судьбе, о забытом или малоизвестном эпизоде, который «прорастает» интересными подробностями – смешными или детективными.[b]– Что бы вы записали в удачи документалистики на «России», а что – в промахи?[/b]– Мы – канал государственный, мы не можем допустить многое из того, что могут себе позволить частные каналы, потому что велика степень ответственности. И, конечно, нельзя все наши ожидания от фильмов мерить цифрами рейтинга. Поэтому мы зачастую сознательно отказываемся от «жареных», провокационных и скандальных тем, которые могли бы иметь «чумовой рейтинг». Нам важно не потерять лицо и сохранить репутацию канала. А также нам важно, чтобы авторитетные люди в стране, цвет нашего общества, относились с симпатией к тому, что мы показываем. Если взять за отправную точку этот постулат, то такие фильмы, как «Последняя тайна Второй мировой» Алексея Денисова, «Кремль. Тайна подземной палаты», «Мао и Чан. Русские дети», «Георгий Жженов. Русский крест», «Драма Татьяны Пельтцер», «Проклятие Тамерлана», «Истребители: приказано выжить» – все это фильмы, которые были лауреатами премий ТЭФИ и «Лавр». Фильмы, которые стали событием, которые после показа стали предметом обсуждения. Что касается неудач, то к ним я бы как раз отнес фильмы, в которых мы пытаемся угодить цифре. Рейтинг есть, а неприятный осадок в душе остается. У нас ведь есть еще и повторная линейка по утрам, и когда делается подборка для повтора, то понимаешь, что как-то неловко снова показывать некоторые рейтинговые фильмы, которые были сняты на потребу публике.[b]– Понятно, что публика тяготеет и к подробностям личной жизни великих. Памятен пример документального фильма Первого канала про жизнь Натальи Гундаревой, который имел большой успех у зрителей, но оскорбил чувства друзей и близких актрисы.[/b]– Мы не позволяем себе те приемы и методы, которые позволяют другие каналы. Я не буду их комментировать, могу только сказать: жаль, что у нас своя Гундарева не вышла. Мы сняли нормальный человеческий фильм с интересными биографическими подробностями. Например, нам удалось найти приемную дочку Гундаревой, которую актриса воспитывала много лет. Последний муж Гундаревой – Михаил Филиппов – давал большое интервью. История получалась очень трепетная и трогательная, но мы ее отложили только по той причине, что,как говорится, «брызги уже разлетелись». Нам показалось не очень уместным выпускать свой фильм сразу после фильма Первого канала. Хотя каждый телеканал вправе работать в том ключе и теми методами, которые может себе позволить. Мы – телеканал серьезный.[b]– Криминальная документалистика не входит в сферу ваших интересов?[/b]– К нам на телеканал «Россия» пришел один солидный «криминальщик» с целым пакетом фильмов на эту тему, но я пока не хочу называть его фамилию. Так что криминальные фильмы будут на все вкусы, даже серийный убийца появится. Но опять же повторю, что в этих фильмах будет здоровое чувство меры. Это будет авторское кино. Хотя в целом на телеканале мы классическую телевизионную авторскую документалистику, надо признаться, не очень поощряем.Опыт показывает, что человек в кадре не соединяет композицию документального фильма своей персоной, а чаще разваливает. Единственный положительный пример – это «Исторические хроники» Николая Сванидзе: очень крепкое, «цементирующее» кино.[b]– Если говорить об авторской документалистике, то хорошо ли был принят зрителями цикл Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город»?[/b]– Цикл Хотиненко – кино, от которого не требовали высоких рейтингов. Это фильм для души, для репутации, для того чтобы было чем гордиться и что вспоминать. Хотиненко – первоклассный режиссер, к тому же была выбрана тема, которую, скажем, тот же канал Discovery эксплуатирует очень давно. У них есть целый цикл фильмов «Легенды Библии» о первых христианах. Фильм Хотиненко по уровню исполнения ничем не уступает подобным фильмам Discovery.[b]– Будет ли телеканал «Россия» выходить на новые технологии производства?[/b]– Разумеется, хотелось бы производить высокотехнологичные картины. Скажем, перейти на съемки в High Definition, работать только на суперсовременном оборудовании, но это потребует денег. У нас есть устоявшийся бюджет, который надо будет увеличивать в несколько раз.Сейчас стандартный бюджет – тысяча долларов за минуту фильма. Стандартный фильм идет 44 минуты. Дальше стоимость фильма зависит от прав, которые мы выкупаем у производителя. Тем не менее, скажем, последний фильм о Третьяковской галерее уже снят частично по новым технологиям, и мы будем постепенно двигаться в этом направлении. Хотя я не думаю, что проблема привлечения нового зрителя к документальному кино лежит в этой плоскости. Скорее, зритель ждет от нас интересного рассказа, а не технологических новшеств. Скажем, у нас пока еще мало документальных фильмов на современные темы. Это всегда очень деликатная работа, потому что многие из свидетелей событий еще живы, иногда есть опасность задеть чувства родственников и близких героя фильма.Когда мы только создавали документальную линейку, мы выстраивали ее так, чтобы завоевать зрителя. Поэтому мы тогда многое себе позволяли. «Хулиганили» и не стеснялись «желтизны» и «жареных», обывательских тем уровня ток-шоу. И криминал был, и кровушка текла. Потом, когда мы встали на ноги, то начали потихоньку от этого отходить, потому что это не то, чем можно потом гордиться. Да, это коммерческое кино, которое приносит деньги, но оно не является качественной документалистикой. Той документалистикой, которая гораздо шире тем про гермафродитов, педофилов и людоедов. Если посмотреть на наших зарубежных коллег, то телеканал BBC, например, уже давно ушел от подобных тем. Что же мы будем в этом ковыряться?! Тем более что от нас этого никто и не требует.[b]На илл.: [i]Никита Михалков на съемках фильма Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город».[/b][/i]

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.