чт 17 октября 04:15
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Однажды Гоголь сам побывал в роли ревизора»

«Однажды Гоголь сам побывал в роли ревизора»

С 19 июня на телеканале «Культура» премьера документального цикла «Театральный архив»

[b]В центре внимания исследователей – XIX век, эпоха расцвета театральной культуры в России, и две главные сценические площадки: Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге.[/b] Начнется рассказ о неизвестных страницах истории русского театра с драматургии императрицы Екатерины II. Большинство драм и комедий императрицы были поставлены еще во время ее правления и имели успех у публики, но сразу после ее смерти были забыты. Письма Екатерины II и архивные документы свидетельствуют, что правительница, вызывавшая трепет и страх у подданных, терпела страшные муки ревности к чужому творческому успеху. Еще один герой сериала – Аполлон Григорьев, основоположник профессиональной театральной критики в России. И Михаил Щепкин, бывший крепостной, который стал в Малом театре проводником совершенно новой актерской техники, воспитывал в коллегах чувство партнерства и разрушил понятие «амплуа». Тогда же, в XIX век е, Александр Сухово-Кобылин написал прославившие его пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» и прошел через обвинение в убийстве любимой женщины. [b]Режиссер Елена Никитан[/b]: – Задача нашего цикла – попытаться открыть необычное в общеизвестном. Во время съемок фильма «Мистический театр Лермонтова» со мной случилась таинственная история. Мы собирали материал по последнему спектаклю Мейерхольда по драме Лермонтова «Маскарад». Эту постановку преследовало удивительное стечение обстоятельств: спектакль, который Мейерхольд готовил шесть лет, на который ушел рекордный и невообразимый бюджет в 300 тысяч золотых рублей, впервые был сыгран на сцене Александринского театра в разгар Февральской революции. Он был настолько долгожданным для публики и получил такое количество положительных отзывов критиков, что не сходил со сцены вплоть до 1939 года. Через год, в 1940-м, Мейерхольд был репрессирован, однако спектакль «Маскарад» в его постановке увидел сцену еще один раз, 1 июня 1941 года, ровно за день до страшной бомбежки Ленинграда, во время которой пострадало здание Александринского театра, а бесценные костюмы для спектакля, сшитые по эксклюзивным эскизам Александра Головина, были утрачены навсегда. В процессе работы над фильмом я задумалась, как же нам подобрать видеоряд: ведь костюмы утрачены, а именно их уникальность стала залогом успеха спектакля. Тогда я вспомнила, что в фойе Александринского театра висел потрясающий стенд, посвященный спектаклю. Мы отправились в питерскую экспедицию, но стенда в театре не обнаружили. Связались с заместителем директора театра и попытались выяснить, где сейчас могут находиться фотографии к спектаклю Мейерхольда. Заместитель директора предложил нам прийти в театр вечером. Дальше началась просто детективная история. Промозглый питерский вечер, льет дождь. Мы заходим в театр, там нас встречает заместитель директора, больше в здании ни души. Поднимаемся на шестой этаж и заходим в абсолютно темный репетиционный зал. Вдруг зажигается свет, и я вижу на вешалках для реквизита те самые костюмы Головина, которые знала только по описаниям и фотографиям. Я просто оцепенела. Оказалось, в 1941 году, когда бомба попала в декорационный цех и начался пожар, костюмы и декорации «Маскарада» еще находились на сцене театра – их просто не успели переместить в хранилище. Тогда руководитель театра Леонид Вивьен, зная непростое отношение власти к Мейерхольду, приказал сложить все костюмы в неприкосновенный фонд театра, а сам написал отчет о том, что все сгорело. Так удивительным образом нам удалось обнаружить драгоценные костюмы. Мистического у нас в проекте достаточно. Игорь Золотусский, автор книги о Николае Гоголе в серии «ЖЗЛ», помог нам проследить влияние судьбы Гоголя на его творчество. Мы постарались через спектакль «Ревизор» открыть новые краски в восприятии Гоголя зрителем. Это был, говоря современным языком, забитый человек, очень болезненно переживавший провал спектакля. Оказалось, сам Гоголь также побывал в образе ревизора. Друзья подбили его прокатиться по России и распустили о Гоголе слух, что он адъютант. Слух расползся, трансформировался, и провинциальные жители стали принимать Гоголя за ревизора. Думаю, что наш цикл рассчитан все же не на знатоков в области искусства и театра, а на широкого зрителя. Мы представляем нашу трактовку исторических событий и понимаем, что специалисты могут с ней поспорить. Но интригующей манерой подачи материала в стилистике арт-детектива мы надеемся привлечь и заинтересовать зрителей удивительной историей русского театра. [b]На илл.: [i]Аполлон Григорьев – один из основоположников театральной критики в России.[/b][/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше