сб 19 октября 11:24
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Под нашими ногами – кости наших спасителей»

«Под нашими ногами – кости наших спасителей»

28 июня на Первом канале – юбилейный выпуск программы «Искатели»

[b]Юбилейный, сотый, выпуск «Искателей» приурочен к дате начала Великой Отечественной войны. На этот раз ведущий Андрей И вместе со съемочной группой отправился в окрестности Питера, к Ладожскому озеру, чтобы проследить маршрут Дороги жизни – легендарной трассы времен войны, позволившей спасти Ленинград. Работая над программой, «Искатели» сделали уникальное открытие: Дорога жизни была не одна. Их было много. Корреспондент «ВМ» побывала на съемках программы и увидела маршрут Дороги жизни с высоты птичьего полета.[/b] – О Дороге жизни слышали все, – говорит автор сценария Александр Рогов. – В советские времена о ней писали в учебниках; об организации Дороги жизни рассказывали на лекциях в технических и военных вузах; о дороге снимали фильмы. Дорога жизни была неким образом: ее представляли как одну трассу или несколько трасс, находящихся рядом, протянувшихся от одного берега Ладоги к другому. Из Ленинграда по Дороге жизни вывозили измученных голодом стариков, женщин, детей. По ней в осажденный город везли продукты, оружие… Но мало кто знает, что на самом деле «дорог жизни» было несколько, что маршруты их менялись… Более того: всем известная Дорога жизни была своего рода отвлекающей веткой… Но кто придумал этот хитрый ход, остается неизвестным. Мы знаем точно, что решение создавать «разветвленную» Дорогу жизни было принято в Государственном комитете обороны, который возглавлял верховный главнокомандующий, но «именное» авторство так и не установлено. Съемочная группа «Искателей» приехала на аэродром под Питером, чтобы на спортивных самолетах пролететь над Ладогой и найти следы неизвестных путей Дороги жизни. С высоты птичьего полета в темной воде озера, несмотря на шторм, можно разглядеть остовы грузовиков. Задача программы – доказать, что, помимо основной дороги, существовали другие пути, и разветвленная сеть дорог была четко продумана советскими военными. «Искатели» предполагают: если бы кроме исторически известной Дороги жизни не было других трасс, Ленинград вряд ли удалось бы отстоять. Согласно стенограммам совещаний в ставке Гитлера фюрер приказывал стереть Ленинград с лица земли: «Как только падет Ленинград, дух славянского народа будет сломлен и победа придет к нам буквально на следующий день». Когда 500-тысячная немецкая армия подошла к городу, авиация Ленинграда уже была уничтожена, сражаться могли только подростки 12–14 лет. И если бы не разветвленная сеть дорог, ввозивших продовольствие и вывозивших людей, даже освободив Ленинград, советские войска вошли бы в мертвый город. – Ленинград был фактически беззащитен, – говорит Рогов. – Эксперты, историки, с которыми мне доводилось общаться, утверждают: «Как чудом было то, что удалось остановить врага под Москвой, так и то, что Ленинград не исчез с лица земли». Ведь когда Ленинград оказался в блокаде, это была безвыходная ситуация. Город был «каменным мешком», который ежедневно зависел от поставок продовольствия, угля. А немцы перед нападением на Ленинград перерезали даже туристические тропы, чтобы мышь не просочилась. Научные сотрудники Музея Дороги жизни рассказали нам уникальные факты: за два с половиной года блокады по льду Ладоги было проложено около ста трасс. Лед не выдерживал нагрузки, и дорогу переносили. Разброс трасс составляет 25 километров! Именно их мы и будем искать. Следы Дороги жизни «Искателям» удалось найти на дне Ладоги. Гильзы от пуль, автоматы, каски и остатки автомобилей были обнаружены гораздо севернее того места, где, по предположениям историков, проходила Дорога жизни. Находки военного времени подтвердили: Дорога жизни часто меняла свою траекторию, но цель ее оставалась неизменной – блокированный нацистами Ленинград! Андрей И: – Снимая под водой, мы хотели показать, что стало с машинами, на которых возили продовольствие и людей. Вокруг исторических экспедиций всегда много интриг, что очень осложняет нам работу: развито «черное кладоискательство». Грузовики вытаскивают «пираты», их содержимое продают. А ведь это очень ценные «свидетели времени», которые многое могут рассказать о войне, блокаде и Дороге жизни. В одном из найденных нами на дне Ладоги грузовиков на руле написано: «Миша плюс Лена». Представляете, человек ездил зимой на своей полуторке, под бомбежками, смотрел на этот руль, на эту надпись и вспоминал свою девушку! Продолжая собственные исследования, «Искатели» отправились в экспедицию по лесам в окрестностях Ладоги, и там им удалось обнаружить следы железной дороги. Александр Рогов: – Мы фактически обнаружили еще одну трассу в местечке Морье на западном берегу Ладоги. Проводники отвели нас в одно чудное место: мы шли по глухому лесу – никаких туристических троп, чащоба. И вдруг видим – шпалы. Двухколейка! Это место не обозначено ни на каких картах, но именно из Морья выходила самая северная трасса, по которой ввозили и вывозили из города оружие! Немецкая артиллерия не контролировала этот район, а авиация не могла прорваться сквозь заслон наших летчиков и зенитчиков. Мы предполагаем, что по железной дороге из Ленинграда вывезли очень много людей. К сожалению, достоверные данные есть лишь по грузовикам: с ноября 1941го по январь-февраль 1943-го из Ленинграда на 4000 грузовиках было вывезено более 500 тысяч человек! На шпалах двухколейки «Искатели» нашли чугунный жетон с цифрами «58». Это маркировка шпал. Теоретически по цифрам можно определить, в каком году и какой завод построил этот участок Дороги жизни. Однако разгадать тайну цифр авторам не удалось: шпалы производились в условиях войны, и никто не должен был знать, куда они будут отправлены. Рядом с двухколейкой «Искатели» наткнулись на землянку. Хотя прошло шестьдесят лет, она сохранилась, потому что была вырыта очень глубоко. То, что это не естественная яма, «Искатели» установили по ее ровным краям. Предположительно, землянка была рассчитана на 50 человек. – Совсем рядом с землянкой мы нашли безымянное захоронение солдат, сколько их – неизвестно. Вот так бывает: вы идете по лесу, вдруг натыкаетесь на такое место, и приходит осознание, мы ходим по земле, усеянной костьми спасителей, героических защитников Родины! – рассуждает Александр Рогов. Ведущий Андрей И: – Уникальность нашей программы в том, что подводных съемок Дороги жизни до нас никто на телевидении не делал, впрочем, как и воздушных. Тема Дороги жизни воспринимается несколько утрированно, а ведь о части путей сейчас вообще никто не говорит, и даже не знают, где они шли! Молодежь – совершенно безграмотные люди, какая там история. Некоторые вообще не слышали, что такое Дорога жизни. Надеюсь, большинство из них знает, что была Великая Отечественная война, и то не факт. Если говорить о наших зрителях, то они – очень разные, и больше всего меня поражает, что программу смотрят люди, скажем так, асоциальные. Например, в Питере ко мне подходили люди бомжеватого вида и говорили: «А вот помните, вы делали сюжет про Царское Село? Там не совсем верно рассказано, сейчас объясню!» Думаешь: Боже мой, у него и телевизора-то, наверное, нет. Хотя в основном наша программа рассчитана на людей молодых, мы хотим возродить в стране это чудесное слово – «краеведение», надеюсь, что вскоре появится всероссийское движение «Искателей» Все стремятся за границу, но сколько интересного можно найти в России! Иногда приезжаем в деревню, а местные жители удивляются: «Ой, вы с телевидения? А зачем к нам?» – «Так у вас столько историй!»

Новости СМИ2

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?