Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Он умирал с картами в руках

Развлечения
Он умирал с картами в руках

[i]Для легендарного [b]Арутюна АКОПЯНА [/b]13 января минувшего года стало последним днем его жизни. Воспоминаниями об отце с «Вечеркой» поделился сын и продолжатель дела кумира арен и подмостков [b]Амаяк АКОПЯН[/b].[/i][b]Его страна его предала[/b]– В последнее время я столкнулся со стеной непонимания и отчуждения некоторых людей. Все поют дифирамбы, когда слышат имя моего отца, все вспоминают, каким он был великим и талантливым. Но… пока нам никто не хочет помочь: нужен памятник, мемориальная доска. Один из скульпторов, услышав нашу фамилию, назначил сумму в 150 тысяч долларов, видимо, после удачного заказа («так я одному нефтянику за 150 тысяч долларов сделал»). Никто не откликнулся на просьбу о помощи – ни Министерство культуры, ни банки, пока не дал ответа Союз армян России… Москонцерт, где папа проработал 57 лет, предложил 3000 рублей. Страна, которая зарабатывала на нем горы валюты, теперь его предала.[b]– Давайте попробуем вспомнить, кем все-таки был для страны Арутюн Акопян.[/b]– Его обожали все – от детей до руководителей государства. Однажды на каком-то банкете Никита Хрущев поднял бокал и произнес: «Я хочу выпить за главного жулика международного масштаба Арутюна Акопяна!» После периода чудного кукурузного правления Никиты Сергеевича наступил не менее приятный – брежневский. На папу пристальное внимание обратил неравнодушный к цирку Леонид Ильич. О любви Брежнева к батюшке свидетельствует следующая история.Это было в 1974 году. Леонид Ильич лично пригласил папу для выступления в Барвихе. В тот вечер папе ассистировала мама; я, будучи совсем юным (только поступил в институт), находился за кулисами. После окончания папиного отделения Леонид Ильич идет за кулисы, в хорошем настроении, с блестящими глазами (видимо, после обильного ужина) и говорит: «Дорогой Арутюн, научите меня черной магии». А папа в это время стоял без штанов и фрака (фрак держала мама), с голыми ногами, в жилетке и бабочке. И в этом виде он сумел только вымолвить: «Конечно, с удовольствием, товарищ Брежнев!», на нервной почве забыв об имени-отчестве. Далее, спешно надевая брюки, отец выслушал рассказ генсека о том, как тот маленьким мальчиком сходил со своим другом и его отцом на цирковое представление. Там фокусник сорвал с будущего руководителя страны кепку, набросал туда конфетти, опилок с манежа, в довершение плеснул туда стакан молока, размешал это все волшебной палочкой, накрыл это все платком и произнес волшебные слова. Потом сдернул платок и… «в кепке моей оказались сухари и печенье!» «Вот расскажите мне, дорогой Арутюн Амаякович, в чем секрет этого фокуса?», – попросил Брежнев. Отец сказал, что этот фокус описан в его книжке, которую он сможет завтра же ему подарить. На следующий день отец собрался в Кремль, невзирая на мамины уговоры не делать этого (надо бы сначала позвонить). Что самое интересное – его пропускали на всех участках («Мне назначил Леонид Ильич!»). Папа беспрепятственно преодолел все кордоны и подарил генсеку свою книгу, а тот в ответ – плакат: усыпанный звездами, как новогодняя кремлевская елка, портрет – Брежнев у штурвала. И надписал: «Выдающемуся артисту современности. Леонид Брежнев». После того случая отца стали приглашать чуть ли не каждый день и в Барвиху, и даже в Кремль, ни один концерт без него не обходился, особенно если на нем присутствовали короли и президенты иностранных государств.Доходило до того, что когда на каком-либо мероприятии отсутствовал Арутюн Акопян, Брежнев жутко сердился. Однажды, когда встречали из Югославии президента Броз Тито, Брежнев разворачивается к Громыко и грозно спрашивает: «Где Акопян?!» Кстати, после этого концерта за папой укрепился «титул» «внештатного кремлевского министра финансов», потому что у него было много фокусов, связанных с деньгами. Например, из бумажного кулечка внезапно появлялись бесчисленные купюры.[b]– При таком обожании власть предержащих Арутюн Амаякович, надо полагать, и сам не был обделен материальными благами?[/b]– Как посмотреть. В 1981 году Леонид Ильич присвоил папе звание «народный артист Советского Союза». И папа был единственным «народный артистом» в своем жанре. После этого, заметьте, никому из иллюзионистов не присваивали это звание. Что касается материальных дивидендов, то папа с 1956 года одним из первых «прорубил окно» в железном занавесе, который только-только стал приподнимать Хрущев. Прорвавшись за границу, отец с пятидесятых годов зарабатывал валюту для страны. Но… все гонорары забирали Министерство культуры и Госконцерт! Оставляли только суточные.[b]Он сжег флаг нашей партии!– Профессии вас обучал отец?[/b]– Я с папой мало работал. Я ему ассистировал в детстве, где-то с 6 лет. Помню, папа выходил на сцену в красивом восточном халате. Имелся мешочек, который папа выворачивал наружу и показывал публике: мол, там ничего нет. Внезапно откуда-то появлялся голубь, тут мешок разворачивался и превращался в большой черный плащ с красной атласной подбивкой. Голубь пропадал. И тут же из-под плаща появлялся… я с голубем в руке. Как исчезал голубь – это дело техники, а как появлялся? Это сложнее. Несмотря на то, что мне шел седьмой год, я был довольно крупным мальчиком, эдакий Арутюн Акопян в более мелком масштабе. У папы на коленях крепились специальные стремена, в которые я вдевал свои маленькие ножки и крепко обнимал сильные папины ноги. Великая папина фраза, которую я запомнил: «Амаяк, на завтрак тебе нужно заработать».[b]– Какие номера Арутюна Акопяна можно считать коронными?[/b]– Во время войны отца постоянно отправляли во фронтовые бригады – он показывал фокусы с платками, с исчезающими людьми, появляющимися голубями и т. п. После войны папа, как и многие иллюзионисты, демонстрировал классические трюки: сон в воздухе, превращение голубя в кролика, «летающая женщина» и прочие. Он одним из первых отказался от крупной иллюзионной аппаратуры и выходил на сцену с голыми руками, с засученными рукавами. Представьте, парит в воздухе газовый платок 80 на 80 сантиметров, а над платком вращается железный блестящий шар, символизирующий нашу землю, и вокруг этого шара летит спутник. Это одно из ноу-хау отца. А после отправки на Луну лунохода у папы появился и мини-луноход, который ползал по огненному в свете софитов металлическому шару.[b]– Интересно, а где учат «на фокусника»? Какое образование было у Арутюна Акопяна?[/b]– Никакого! В 1942 году он закончил… Институт землеустройства (по профессии инженер-землеустроитель). У папы не было никого, кто бы показал ему азы профессии (дед – военачальник в Турции, а в советской Армении был кузнецом). Параллельно учебе в институте батюшка успел заболеть болезнью иллюзиониста. И его приняли в Москонцерт, где тогда нуждались в артистах оригинального жанра.[b]– Отцу случалось раскрывать секреты своих фокусов?[/b]– Не раз! В конце 50-х годов в журнале «Юный техник» папа вел рубрику «Секреты», а в 1961 году написал свою первую книжку о фокусах, где раскрывал секреты многих фокусов. Папа говорил: нельзя же всю жизнь распиливать женщин! Разоблачая свои секреты, мы даем людям азы, азбуку фокусов.Чтобы потом научиться читать, считывать нужную информацию в этом жанре. Ведь как обучают искусству музыки? Чтобы научиться играть на пианино, надо знать семь нот, а если вы не играете Чайковского и Рахманинова, как же вы станете музыкантом? Так же надо знать и Арутюна Акопяна. Многие артисты и по сей день по книгам папы составляют репертуар.[b]– Это разве не плагиат?[/b]– Плагиат – это когда подкупали ассистентов папы, предлагая им деньги, а те продавали секрет. А было и так, что даже поджигали реквизит – на даче сожгли домик, где у папы хранился «инструмент», к счастью, старый уже. А в год выхода книги на папу было совершено покушение. Счастье, что, когда покушавшийся нанес удар, папа увернулся, и тот попал в дверной проем.Выяснилось, что покушались коллеги, потому что когда на следующий день он приехал в Москонцерт, то увидел на стене некролог о себе! Отца либо любили, либо ненавидели: любила власть (советская!), народ, публика обожала, – стоило произнести его имя со сцены, как тут же начинались овации. Но не все было гладко. Шел 1980 год, Олимпийские игры в Москве. Папа специально к ним придумал шикарный трюк. Который впоследствии у него украли через ассистентов. Но драма не в этом, а в том, что в ЦК партии донесли: Арутюн Акопян на своих концертах публично сжигает красный флаг нашей партии! Папу, естественно, вызывают «на ковер» и знакомят с содержанием доносов.«Да что вы, помилуйте, – поразился папа, – я придумал специально к Олимпиаде следующий трюк». Достает небольшой белый платок, на котором нарисован маршрут продвижения олимпийского Огня – от Афин до Москвы. Папа любезно просит членов партии подержаться за концы платка. Зажигает свечку и ведет ею под платком, а фитилек – над платком, затем огонек появляется на том месте, где написано «Афины». Тут пламя огонька бежит по точке по всем городам! Этот трюк впоследствии благополучно ушел за границу.[b]Это ваш сын– Знаю, как и ваш отец, вы не любите слово «фокусник», предпочитаете «иллюзионист».[/b]– Совершенно верно. Не терплю, когда меня называют фокусником. Я, прежде всего, актер (окончил режиссерский факультет ГИТИСа по специальности «режиссер музыкального театра»). Можно научить даже обезьяну делать какие-то трюки. Но станет ли обезьяна артистом? Человеком ей проще стать, артистом – сложнее. Так рассуждал покойный папа. У отца со стариком Дарвиным были бы большие трения.[b]– Какие времена сейчас переживает оригинальный жанр?[/b]– Непростые. Существует такая тенденция: мало того, что мои коллеги без зазрения совести крадут и покупают друг у друга идеи трюков, пуская их на конвейер, так они еще и беспардонно ими торгуют! Поэтому сегодня по-настоящему удивить кого-либо можно редко. У меня есть немало оригинальных трюков, которые, выходя в свет, не застрахованы от воровства. Зритель, должен сказать, сегодня искушен, его удивить сложно, он избалован яркими вспышками. Весь Запад знает технологию этого жанра и продает его в красивой упаковке. Америка – страна Микки-Маусов, они всю жизнь шикарно упаковывают воздух и считают, что так и должно быть. Как было с Копперфильдом: мы купились на красивую обертку! Успех любого зрелища обеспечивается вложенными средствами.[b]– Но талант ведь не купишь.[/b]– И усилия, многочасовые тренировки тоже. Ведь, чтобы удержать две колоды карт в руках, папа тренировал пальцы до изнеможения, он на ночь связывал между собой два пальца – указательный и мизинец, и так спал. Зато потом косточки позволяли легко хватать карты.Кстати, о косточках. В детстве, когда отец жил в Армении, с ним произошел такой случай. Парнишкой он продавал обычную воду и кричал: «Сара джур!» («холодная вода»). Одному из покупателей вода показалась теплой, и он дал мальчику оплеуху. Папа упал и сломал большой палец на правой руке. Это был знак! Косточка-то со временем срослась, но потом у него всю жизнь она выскакивала из суставной сумки. Тем не менее, палец мог «танцевать», поворачиваясь на 360 градусов, – он фактически сам вынимал свои косточки из суставной сумки в нужный момент. Словом, фатальные неудачи играли позитивную роль в жизни. По сути, иллюзионист – это тот же пианист.Ему надо по 15 часов репетировать. Мышцы должны быть постоянно в тренаже. Когда папа умирал, он плохо помнил меня, брата, еле различал маму, он не ел и не пил, но руки, мышечная память были активны: можно сказать, он умирал с картами в руках. Помимо колоссального количества лекарств.Неспроста и я стал собирать карты. Моя коллекция карт насчитывает порядка тысячи колод. Но речь не о ней. Папа, например, всю свою жизнь очень редко забивал гвозди, мама ему не позволяла. Как сказала в свое время балерина Ольга Лепешинская тогда еще молодому папе: «Дорогой мальчик, тебе нужно носить золотые перчатки». Весной и осенью папа постоянно ходил в перчатках. Руки – это был его хлеб. Он старался их не ранить, чтобы подушечки пальцев не теряли чувствительности. По себе знаю, каково это. Я как-то на гастролях в Финляндии разрезал веревку пополам, вернее, представил это зрителю, и кто-то случайно задел мою руку. Пошла кровь, я нашел в себе силы, чтобы закончить номер и в полуобморочном состоянии ушел за кулисы.[b]– Вы, как и ваш покойный отец, занимаетесь любимым делом. А почему ваш старший брат «остался в стороне»?[/b]– Мне трудно понять, почему он не пошел по стопам отца. Похоже, он был запрограммирован на сравнительно честную жизнь, – для того, чтобы выполнять другую, не волшебную миссию. У него сейчас свое небольшое театральное агентство. Так было угодно Господу Богу, что носителем дела отца стал я.Мои близкие рассказывали, что в день, когда я родился, мой папа, счастливый, врывается в роддом на Пироговке (его без проблем пропустили в палату). Доктор Исаак Моисеевич Альбертман сам лично распеленал новорожденного, приговаривая: «Посмотрите, какой замечательный мальчик, какие сильные ножки, розовые щечки!» Стал разжимать мне пальчики, – а я уже тогда был левшой. Разжимает и… обнаруживает у меня в кулачке свое обручальное кольцо. Приходит в себя и говорит отцу: «Теперь я не сомневаюсь, Арутюн Амаякович, это ваш сын!».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.