Режиссер Константин Лопушанский: «Мы, русские, любим заглядывать в бездну»
Эта картина прогремела еще летом на минувшем ММКФ, но, к изумлению многих, не была замечена жюри. Хотя сама история неординарная - о сути актерства, о том, может ли настоящий, возможно – гениальный - артист пожертвовать жизнью ради высшей точки своего искусства. Ради своего Дела. Своей Профессии. Причем фильм снят в черно-белой стилистике старого советского кино, что делает его необыкновенно выразительным, производит просто волшебное впечатление. Время «спектакля жизни» - начало 20-х годов прошлого века. Конец Гражданской войны в России. Герой-артист, которого сыграл Максим Суханов, ставит смертельный эксперимент, за который приходится расплачиваться жизнью.
Корреспондент «ВМ» поговорил с режиссером картины Константином Лопушанским.
- О чем все-таки получился фильм, Константин Сергеевич?
- О многом. О загадках русской души. Об актерстве, о тайне это великой профессии, о тайне искусства, которая вдруг в этой истории соединяется с судьбой страны, с судьбой того страшного перелома в истории страны, с судьбой многих людей.
- Как пришла идея?
- Это история давняя. Первый вариант сценария был написан Павлом Финном примерно тридцать лет назад. Но вмешалась советская цензура. Потом началась цензура коммерческая. В 2003 году мы с Финном опубликовали сценарий в «Искусстве кино». Ждали реакции. Но никто не заинтересовался. И только недавно Андрей Сигле рискнул и стал нашим генеральным продюсером.
- Почему на главную роль позвали именно Максима Суханова?
- Я как режиссер и просто зритель всегда относился к нему с огромным пиететом. Мне он был очень интересен как актер. А тут он раскрылся вблизи. Кстати, он был единственным актером, пробовавшимся на эту роль. И мы почти сразу утвердили его. Я увидел, что актерские возможности у него просто уникальные. Глубина эмоций, культурный интеллект, который помогает ему видеть многие вещи…. Это дает третий и четвертый актерский план, который мало кому удается.
- Но героем двигают чисто актерские амбиции. Не безнравственно ли это?
- Эта безнравственность присуща любому художнику. Любой писатель, режиссер, композитор хочет достигнуть высшей точки в своей профессии.
А высшая точка в актерской профессии - сыграть в жизни. Достичь той степени правды, выше которой нет. И он себе ставит эту планку.
Но он заглядывает не куда-то абстрактно, а почти в своего двойника, но с другой стороны баррикад. В Россию, для него непонятную, загадочную, варварскую, которая пришла на смену предыдущей России. И он вдруг познает как бы смысл событий. И смысл самого себя, своей души. Оказывается, есть в нем, благополучном барине из Финляндии, и другая Россия. И они соединяются…
- Стоит ли роль человеческой жизни?
- Не знаю. А любое искусство? Выбирает художник. Может, и не стоит, конечно. Но стоит ли жизнь большой цены без главного романа, роли, симфонии? Тут обратная точка отсчета может быть.
- Что вы думаете об актерстве?
- Профессия эта опасная. Раньше актеров не хоронили на общих кладбищах. Но, на мой взгляд, актерство – очень жертвенная и гладиаторская профессия. Потому что человек ставит свою душу, входит незвано в чужой мир. Это всегда чревато тяжелыми последствиями, психологическими в том числе. Бывают роли, после которых актеры должны себя психологически восстановить.
- Почему героя все-таки так влечет опасность? Революция – бездна?
- Всматриваться в бездну на краю – часть национального менталитета. Это так проявилось и в герое, кроме того, что он актер. Мотивация рискованная, необычная… Но это присуще национальному характеру на подсознательном уровне - заглянуть в бездну, чтобы понять революцию, ее кровь и зверства.
- При этом в поступке героя явно ощущается какой-то эстетский жест из Серебряного века...
- Согласен, есть тут и некое эстетство. Но когда понимаешь, что это эстетство над бездной... Что это единственный способ опустить туда лот... Мне кажется, это идеи нового времени. Кстати, о Серебряном веке в нашем кино снято пока мало...
- Константин Сергеевич, вы снимаете достаточно сложные картины... Неужели в век попкорна верите в умного зрителя?
- Верю. Но ведь все не сразу. И не линейно. Не очень умный зритель через время становится умным. А бывает так, что и наоборот. Это такой процесс. И я искренне считаю, что, если зритель будет смотреть серьезное произведение искусства, он вырастет духовно. Важно не забывать, что мы зрителя воспитываем тем, что мы ему даем. И давая низкопробное искусство, мы сами себе готовим бездну...
- Но не слишком ли мрачно получилось?
- Тогда придумайте другую историю страны, которой не было. Красивой, как сталинский плакат. Что лучше – жить с этим обманом или узнать правду? Не знаю... Но говорить неправду само по себе безнравственно.
Важно, говоря о чем-то трагическом, оставлять надежду. Вопрос — КАК говорить? Ведь рядом с плохим в жизни (и в революции!) всегда хорошее. Надо искать баланс с нравственных позиций. А ложь всегда безнравственна.
- Искусство требует жертв?
- Все творческие профессии требуют жертвенности, преодоления. Причем в разные эпохи. Художника нне понимал князь, царь, генсек, президент… Общество не ждет художника с открытыми дверьми. Жертвоприношение - часть искусства. Часть любого серьезного высказывания. А искусство есть высказывание. Художник должен быть готов, что придется за него заплатить.
СПРАВКА «ВМ»
Народный артист России Константин Лопушанский - российский кинорежиссёр и сценарист, Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств России. Родился 12 июня 1947 года, в Днепропетровске.
По первому образованию — музыкант. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (режиссёрское отделение, мастерская Эмиля Лотяну, 1979). Был ассистентом на съёмках фильма Андрея Тарковского «Сталкер».
С 1980 года работает режиссёром-постановщиком киностудий «Ленфильм» и Proline Film Андрея Сигле. Представитель авторского кино, работающий в жанрах притча и антиутопия. Снимает с 1978 года. Самые яркие работы - фильмы «Письма мёртвого человека» (1986), «Гадкие лебеди» (2006), «Роль» (2013).