- Город

Москва — Рим: 5 фильмов, снятых в Вечном городе

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Бывшего проректора МГУ задержали в Москве

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Москва — Рим: 5 фильмов, снятых в Вечном городе

Сюжет фильма «Итальянец» основан на личной истории режиссера

ФОТО: Кадр из фильма «Итальянец»

Рим, 1980-е. Кажется, совсем недавно были эти «свинцовые годы» и Вечный город терроризировала Банда делла Мальяна — мафиозная группировка из пригорода под названием Мальяна. Несколько уголовников позавидовали славе сицилийской и неаполитанской мафий — и понеслось. Но итальянцы на то и итальянцы, что умеют смеяться даже над такими страницами своей истории. Комедия «Однажды в Риме», которая открывает VI Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, — именно о тех временах: герои Марко Джаллини и Эдоардо Лео волей судьбы переносятся в позапрошлое десятилетие и учатся выживать в бандитском Риме.

В каких еще фильмах Рим предстает с необычной стороны?

Надмирный город

Хотя в «Великой красоте» Паоло Соррентино мы и видим знакомые открыточные достопримечательности Рима, они удивляют как впервые — без завесы туристической суеты, как будто в том виде, который задумали когда-то боги.

Картина, получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, рассказывает о 65-летнем писателе Джеппе Гамбарделле, который проводит дни и ночи в окружении римской богемы. В окружении, но не соучастии. Вместе с ним мы становимся будто сторонними наблюдателями мимолетности на фоне вечности: с первого же кадра, в котором турист умирает на фоне величественного фонтана Аква-Паола.

Великая красота обнажается перед нами в своем первозданном виде: вместе с Джепом мы выходим на балкон и любуемся Колизеем, пьем воду из фонтана на Авентине, наблюдаем за перформансом в парке акведуков и за фокусами в термах Каракаллы, прогуливаемся по площади Навона, замираем в философской позе у статуи Марфорио.

На фоне плотских аристократических излишеств Соррентино удалось показать не тронутый ничем земным Рим, Рим-мираж, в то же время единственно настоящий.

Рим на вкус

Фильм Райана Мерфи «Ешь, молись, люби» по одноименной книге Элизабет Гилберт приводит героиню Джулии Робертс в столицу Италии — чтобы вернуть вкус к жизни. Пожалуй, здесь изображен самый привычный нам Рим — в нем много открыточной красоты и… еды.

Лиз селится в квартире близ Пьяцца-дель-Пополо, и начинается ее вкусовое путешествие: вместе с монахинями она ест мороженое на лавочке у церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, потом пробует мороженое San Crispino у фонтана Треви, обедает в Osteria dell’Antiquario, в Antico Caffè della Pace (где снимал сцену из «Римских приключений» и Вуди Аллен) и ресторане Santa Lucia близ Пьяцца-Навона, в пяти минутах от которой покупала спаржу. Земной Рим, полный вкусов, цветов и ароматов, столь же прекрасный, как и Рим Соррентино.

В фильме «Ешь, молись, люби» изображен самый привычный Рим — в нем много открыточной красоты и… еды / Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»

В фильме «Ешь, молись, люби» изображен самый привычный Рим — в нем много открыточной красоты и… еды

ФОТО: Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»

Но есть в Риме места и районы, на фоне которых сложно представить дольче виту.

Перекресток миров

Пьяцца-Витторио, главная героиня одноименного документального фильма Абеля Феррары, — все еще центр, но колорит уже совсем другой. Площадь Виктора Эммануила II, первого короля единой Италии, была построена в 1882 году прямо на руинах III века. До 90-х годов прошлого века здесь был шумный рынок, где продавали все на свете — от артишоков до запчастей для велосипедов (это можно увидеть в культовом фильме Витторио де Сики «Похитители велосипедов»). Уже тогда на площади водились удивительные персонажи всех мастей, которые придумали даже свой фольклор. Сейчас рынка здесь нет, но ввиду близости к вокзалу Термини площадь все так же представляет собой перекресток миров.

Абель Феррара, американский режиссер и клипмейкер, переехавший из Нью-Йорка в Рим, крупными мазками создал яркий портрет самой большой площади Вечного города. Он побеседовал с африканскими музыкантами, китайскими барменами и мигрантами из Восточной Европы, бездомными, художниками, членами правого движения CasaPound Italia, с режиссером Маттео Гарроне, своим другом-актером Уиллемом Дефо, который и сам живет в Риме (его жена — итальянка). У каждого героя свое мнение о переменах, которые происходят в мире. На фоне незыблемой римской красоты они особенно заметны.

Любовь и табу новых итальянцев

Продвигаемся дальше — в районы, которые нечасто увидишь на экране и еще реже — в путеводителе.

Романтическая комедия «Итальянец» (в оригинале Bangla — бангладешец) рассказывает историю Фаима, молодого мусульманина бенгальского происхождения, который живет со своей семьей в Торпиньяттаре (Tor Pignattara), многонациональном районе Рима, и в свободное время играет в группе. На одном из концертов он знакомится с безбашенной итальянкой Азией. Между ними сразу вспыхивает чувство, и теперь Фаим должен понять, как примирить свои желания с самым неприкосновенным правилом ислама: никакого секса до свадьбы.

Фильм получил итальянский «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют» / Кадр из фильма «Итальянец»

Фильм получил итальянский «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют»

ФОТО: Кадр из фильма «Итальянец»

Сюжет основан на личной истории режиссера: Фаим Буийан — итальянец во втором поколении, мусульманин, живущий в мире, далеком от заповедей ислама, особенно в том, что касается отношений. Он рассказывает о себе честно и с самоиронией, напоминая молодого Нанни Моретти.

Все это — на фоне красочного, шумного и пахнущего как все кухни мира района Торпиньяттаре, где на самом деле живет Фаим и куда не заглядывают туристы. Но это может измениться: фильм получил итальянский «Золотой глобус» в категории «Лучший дебют» и был назван лучшей итальянской комедией 2019 года, так что любопытствующих в Торпиньяттаре прибавится.

Везет тому, кто сам везет

Живут в мигрантских районах и сами итальянцы. Мелодрама «Везучая» Серджо Кастеллито рассказывает о молодой римлянке по имени Фортуната (собственно, «везучая» с итальянского), что поначалу не очень соответствует реальному положению вещей: она в одиночку воспитывает маленькую дочь от неудачного брака и работает парикмахершей «по вызову», в то время как мечта о своем салоне красоты кажется несбыточной.

Объявления о поиске актеров расклеивали прямо по району / Кадр из фильма «Везучая»

Объявления о поиске актеров расклеивали прямо по району

ФОТО: Кадр из фильма «Везучая»

Ее борьба за счастье и любовь разворачивается на фоне той самой Торпиньяттары. Парк Сангалли, акведук Алессандрино, церковь Сан-Феличе и яркие граффити повсюду — таков фон. Режиссер Серджо Кастеллитто родился неподалеку, на площади перед церковью Сан-Феличе делал первые шаги — и вернулся сюда, чтобы снять историю обретения себя.

Помимо секс-символа итальянского кино Стефано Аккорси и Жасмин Тринки, чья роль здесь была названа лучшей в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, героями стали населяющие район мигранты — китайцы, бангладешцы, индийцы. Объявления о поиске актеров расклеивали прямо по району, а кто-то присоединялся с ходу, когда видел, что на улице идут съемки. Получился захватывающий мультикультурный праздник на экране. Такой Рим тоже полон Великой красоты — хотя дух Древнего Рима и прячется за урбанистическим фасадом 50-х и 60-х годов, на первый план выступает красота человеческих судеб.

16 ноября на VI Российско-итальянском кинофестивале RIFF — День Рима, где Вечный город откроется с новой стороны. Фестиваль пройдет с 12 по 24 ноября в киноцентре «Октябрь». По ссылке можно узнать о программе подробнее.

Читайте также: Гид по новому итальянскому кино

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

186 223 + 1 254 (за сутки)

Выздоровели

245 468 

Выявлено

4 534 + 13 (за сутки)

Умерли

Анастасия Заводовская

Человек смертен, интернет жив

Екатерина Рощина

Полюби Алису, механическую женщину

Анатолий Горняк

Рамзан Кадыров — заслуженный воспитатель России

Игорь Воеводин

Не бей лежачего Ефремова

Ольга Кузьмина  

В Питере — пить, любить и рубить

Александр Разуваев, экономист

Рубль сильнее, чем кажется

Олег Сыров

Нищенский рецепт для высокой кухни

Мехти Мехтиев

Учитесь жить по средствам

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите