Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Великий пост

Великий пост

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Монополии не будет. Служить на пользу всем

Сюжет: 

Пресс-центр «Вечерней Москвы»
Общество
Рынок товаров и услуг — поле нескончаемой и не всегда честной борьбы за внимание клиента. Сотрудники московского УФАС рассказали «ВМ» о выявленных ими случаях недобросовестной конкуренции.

Рубрика «Час с УФАС» в эфире сетевого вещания «ВМ» призвана познакомить зрителей с работой столичного управления Федеральной антимонопольной службы, а также рассказать о механизмах защиты прав потребителя и предпринимателя. Темы, которые ведущая рубрики Анастасия Хрусталева обсуждает со специалистами УФАС, экспертами и гражданскими активистами, актуальны, злободневны и хорошо знакомы горожанам.

1. РЕКЛАМИРУЙ, НО НА ПРАВОНАРУШЕНИЕ НЕ ПОДТАЛКИВАЙ

Специалисты УФАС нередко сталкиваются с рекламными роликами, которые не только подчеркивают достоинства товара, но и могут спровоцировать хулиганские действия.

Одним из таких примеров стал найденный на просторах интернета ролик, рекламирующий автомобиль марки «Тойота». Видеоряд довольно долго демонстрировал, как новый внедорожник едет по бордюру, не собираясь припарковываться.

Ирина Гудкова, заместитель руководителя московского УФАС:

- В центре внимания оказалась способность автомобиля ехать под большим углом, огибая препятствия. Вот только объектом демонстрации преимуществ внедорожника создатели ролика выбрали тротуар, по которому машина движется, не снижая скорости. Хотя ответчик пытался доказать нам в ходе разбирательства, что автомобиль собирается припарковаться, очевидно, что это не так. Сотрудники ГИБДД подтвердили, что в ролике смоделировано административное правонарушение. Именно поэтому мы посчитали, что ролик стимулирует аудиторию не только к покупке автомобиля, но и к нарушению Правил дорожного движения. Но не стоит путать этот ролик с рекламой других автомобилей, напоминающей мини-боевики с участием известных актеров. Вряд ли нашим гражданам придет в голову прыгать в машине с крыши на крышу. А вот на уличный бордюр в состоянии заехать каждый.

2. НЕВЫГОДНЫЙ ОБМЕН

Иван Давыдов, постоянный клиент магазина «Азбука вкуса», волею случая оказался в «Зеленом Перекрестке». Оплачивая покупки на кассе, молодой человек обратил внимание на предложение магазина обменять накопительную карту «Азбуки» на такую же, но только «перекресточной» сети. Иван обратился в УФАС.

Павел Олейник, начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции Московского УФАС:

- Ивану было предложено не просто поменять свою скидочную карту, но фактически отказаться от всех привилегий, заработанных в «Азбуке вкуса». Мы сочли, что переманивать клиентов у конкурента подобным образом некрасиво и некорректно. Дисконтная карта интересна тем, что дает постоянным покупателям того или иного магазина существенные скидки. Когда конкурирующая сеть отнимает у потребителя эту карту, товары в любимом магазине для него резко вырастают в цене. Отнимать дисконтные карточки у клиентов недобросовестно и просто по-человечески нехорошо.

Реклама всегда должна быть корректной не только по отношению к потребителю, но и по отношению к конкурентам. Многие организации создают вокруг своего продукта целую культуру. Было бы неправильно позволять кому-то другому пользоваться конечным результатом работы целой группы специалистов.

3. В НАШ ПОДЪЕЗД - НИ НОГОЙ!

Один из столичных провайдеров получил заказ на предоставление услуг связи, но выполнить его так и не смог. Управляющая компания просто не допустила установщиков оборудования в подъезд многоквартирного дома.

Олег Корнеев, заместитель руководителя московского УФАС:

- К нам обращаются не только операторы, которым управляющая компания отказала в доступе в подъезд, но и фирмы, уже оказывающие услуги связи в многоквартирных домах. В один прекрасный день управленцы могут их просто не пустить в дом. Последний подобный случай произошел с компанией ЗАО «Инвестприбор». Специалистам этой организации было отказано в доступе к их собственному оборудованию. При этом было проведено общее собрание жильцов, на котором решили допускать в дом всех операторов связи. Управляющая компания пошла против общего решения жильцов. Подобные действия ущемляют интересы оператора, нарушая действующее законодательство.

Управляющая компания получила предписание об устранении препятствий для провайдера.

На общем собрании жильцов дома решается вопрос о том, каких операторов можно допускать в квартиры. Это дело исключительно владельцев квартир. В противном случае управленцы нарушают законодательство, даже если они не сговаривались с другими операторами. За это можно получить крупный штраф. Минимум — 100 тысяч рублей.

4. SMS-СПАМ НЕ ПРОЙДЕТ

Закон «О рекламе» напрямую запрещает рассылку рекламных сообщений без согласия абонента. Но некоторые операторы считают, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать.

В столичное УФАС обратился гражданин, сообщивший, что на его мобильный телефон приходят сообщения от компании МТС, хотя он является абонентом другого мобильного оператора. Сообщения предлагали столичному жителю стать миллионером.

Павел Олейник, начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции московского УФАС:

- Заявлений о спаме мы получаем немало, но всегда удивляет, что крупнейшие игроки на рынке услуг сотовой связи распространяют рекламу, нарушая законодательство. Мы посчитали, что, рассылая рекламу бывшим абонентам, оператор связи поступает некорректно. Компания подписывает договор с человеком, а не с его номером телефона.

Что касается компании МТС, то там работают весьма изобретательные сотрудники. В декабре прошлого года с ними произошел такой случай. Абоненты, зарегистрированные с 1999 по 2006 год, не давали своего согласия на рассылку рекламы, но компания внесла эту строчку в договор.

Когда при покупке сим-карты вы заполняете анкету, не забудьте написать заявление об отказе от получения рекламных рассылок. Здесь важно понимать, что реклама услуг вроде скрутки пробега или восстановления водительских прав, которая иногда приходит абонентам в виде смс-сообщений, абсолютно незаконна. Подобными объяв лениями должна заниматься полиция. В таких случаях мы, увы, не обладаем необходимой компетенцией.

5. СОМНИТЕЛЬНЫЙ ТЕНДЕР

В нашей стране не первый год идет борьба за прозрачные госзакупки. Принято считать, что если аукцион проведен незаконно, то в этом виноваты чиновники, однако это не всегда так. Случается, что на конкурс приходят компании, которые путем уговоров, а иногда и угроз склоняют других участников к незаконному соглашению — результатом может стать поставка самого дешевого товара по самой высокой цене. За последнее время УФАС выявил почти во всех округах города Москвы подобные сговоры.

Анастасия Диденко, начальник отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков московского УФАС:

- Отслеживать ситуацию стало проще благодаря нашей системе контроля аукционов. Мы просматриваем электронные адреса, с которых поступают предложения, а также заявки на участие. Зачастую факт сговора становится очевиден. Если мы видим, например, что цена незначительно снижается на аукционе, мы приходим к выводу, что здесь может иметь место серьезное нарушение. На таких аукционах снижение цены составляет не более 2 процентов, тогда как во время нормальных, честных торгов цена вполне способна упасть и на 10, и на 15 процентов.

Для проведения подобного мониторинга нам не требуется заявлений от граждан или пострадавших компаний. Это часть нашей постоянной работы. Мы работаем уже с состоявшимися торгами.

К сожалению, доказать наличие сговора между компаниями даже при очевидных признаках удается не всегда. Суду очень важны доказательства: их количество и непреложность. Иногда у нас не получается резюмировать все нарушения, а потому и нечестные компании остаются безнаказанными. Но это лишь повод постоянно совершенствоваться, улучшать методы своей работы.

6. ЗАЯВКИ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ

Московское УФАС контролирует процедуры закупок госкомпаний. Доля государства в таких предприятиях превышает 50 процентов. Также под контролем находятся их дочерние компании и естественные монополии. По закону они утверждают положение о закупках, где обозначены процедуры торгов. Это необходимо, чтобы создать благоприятные условия для привлечения добросовестных поставщиков. Но на деле так происходит не всегда. Бывает, заказчики не дают предпринимателям даже подать заявку на участие в торгах, чиня различные препятствия, чтобы устранить неугодные организации.

Индира Шандиева, заместитель руководителя московского УФАС:

- В таких случаях мы выносим предписание заказчику развернуть процесс закупки до того этапа, на котором произошло нарушение. К примеру, если оно случилось на этапе оценки, то к нему придется вернуться. Заказчик обязан исполнить наше предписание. В противном случае он понесет административную ответственность.

Примеров недобросовестного выполнения норм законодательства достаточно. Один из ярких случаев произошел с Московским зоопарком. Организация отказалась принимать заявку на починку павильона «Дом птиц». Свой отказ мотивировала тем, что курьер не предъявил доверенности. При этом в законе прописано, что в случае победы в тендере курьеру предприятия-победителя доверенность не требуется. Пришлось принимать заявки заново.

Чтобы понять, имело место нарушение или нет, нам необходимо изучить все обстоятельства, ведь у каждой закупки есть своя специфика.

Закон обязывает госкомпании проводить все торги открыто, но не регламентирует порядок приемки работ и исполнение договора. Мы же осуществляем контроль за самой процедурой проведения той или иной закупки.

ЦИФРА

30 дней сотрудники Московского управления Федеральной антимонопольной службы могут рассматривать каждую жалобу на нарушение законодательства о рекламе и защите конкуренции. В ряде случаев этот срок может быть продлен.

МНЕНИЕ

Жители города нам доверяют 

Рачик Петросян, руководитель московского УФАС России 

В последние годы в Москве активизировались процессы, связанные с развитием конкуренции. На фоне обострения экономической ситуации, как никогда раньше, необходимо максимально эффективно использовать внутренние ресурсы для того, чтобы развивать нашу экономику. Развитие добросовестной конкуренции — самое сильное средство для этого.

Конкуренция прямо влияет на нашу повседневную жизнь: когда мы оплачиваем счета за тепло и воду, когда нам ограничивают выбор управляющих компаний, когда останавливаем такси или садимся в общественный транспорт, когда вы выходите во двор и хотите, чтобы его благоустройство было выполнено на должном уровне. От того, насколько она будет обеспечена, будет зависеть и качество того, что мы получим, и цена, которую заплатим. Антимонопольная служба осуществляет контроль практически во всех сферах экономики города, начиная с госзаказа и заканчивая рекламой. Мы контролируем, чтобы государственные учреждения, а также госкомпании и естественные монополии предоставляли всем поставщикам справедливые условия, а все торги проходили законно и на равных основаниях.

Другая большая сфера — ЖКХ. В основном мы предотвращаем нарушения коммунальных компаний, которые препятствуют поступлению тепла, воды, электричества в жилые и нежилые помещения, а также завышают размер платы за свои услуги. В наши полномочия входит и контроль за органами власти, если вдруг возникнет ситуация, когда они своими действиями или бездействием создают незаконные преимущества отдельным компаниям. Другая сфера, которая видна всем жителям — это реклама. К нам регулярно поступают обращения относительно незаконной рекламы.

Мы собираем комиссию и выносим коллегиальные решения. Хочется отметить, что в последнее время количество жалоб возросло. Это говорит о том, что люди нам доверяют.

С помощью одной только пресекательной функции мы можем не допустить нарушений законодательства, но хороший результат достигается только совместными усилиями с местными властями. В Москве правительственный штаб, который занимается вопросами развития конкуренции, возглавляет лично мэр Сергей Собянин, а работа всех отраслевых подразделений правительства Москвы выстраивается по принципу развития добросовестной конкуренции. Наша совместная работа по внедрению Стандарта развития конкуренции позволит существенно снизить административные барьеры, улучшить предпринимательский климат в целом и поддержать малый бизнес в частности. Эта работа охватывает рынки услуг образования, медицинских услуг, общественного транспорта, ЖКХ, розничной торговли и другие.

НОВАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ СВОБОДНОГО ОБМЕНА МНЕНИЯМИ

Ведущая новой рубрики в эфире «Вечерки ТВ» Анастасия Хрусталева, пресс-секретарь Московского управления Федеральной антимонопольной службы, собственным служебным положением пользуется лишь для того, чтобы как можно больше людей узнали, как бороться с нарушениями закона.

— Для нас рубрика в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы»— это совершенно новый формат, к которому должны были прийти,— рассказала «ВМ» Анастасия Хрусталева.— В московском УФАС каждый день проходит большое количество комиссий, на которых разбираются дела. Мы выносим решения, которые напрямую влияют как на предпринимателей, так и на жителей столицы, не связанных с бизнесом. Обо всем этом любопытно узнать тем, кто держит руку на пульсе событий и хочет свободно ориентироваться в экономике городского хозяйства. Надеюсь, что наши выпуски в итоге станут своеобразными информационными площадками, где эксперты, участники дел и граждане будут свободно обмениваться мнениями и задавать вопросы по предложенным темам.

ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОН МОСКОВСКОГО УФАС (495) 784-75-05

ФАКС (495) 607-42-92

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА ДЛЯ ОБРАЩЕНИЙ: TO77@FAS.GOV.RU 

Материал подготовила Анна Поваго.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.