Дверка для подстраховки
Как рассказали «ВМ» в Федеральной нотариальной палате (ФНП), число сделок с недвижимостью, которые удостоверяли нотариусы, с начала года превысило 204 тысячи — треть от прошлогоднего количества. И все чаще процедуру проводят с помощью электронных средств:
— Закон устанавливает нотариусам строгие сроки регистрации документов — три дня на бумажном носителе и один, если документы подаются в электронном виде, — объяснила «ВМ» Елена Джуринская, советник президента ФНП по взаимодействию с органами госвласти. — В эти же сроки и Росреестр должен зарегистрировать права. Но сделать это часто сложно: подача документов в Росреестр идет через МФЦ, что увеличивает время прохождения электронных бумаг. А ведь есть еще и сбои системы. Получение всяких выписок тоже, бывает, сильно тормозит процесс, и обеспечить чистоту юридической сделки с такими задержками крайне сложно.
Выход из ситуации нотариусы видят в более тесном общении с госрегистратором.
— При подаче документов в электронном виде сайт Росреестра не идентифицирует нотариусов как особых заявителей — мы попадаем в общий поток граждан, — продолжает Джуринская. — Положение исправил бы отдельный вход на сайт, а на случай сбоев в системе — и возможность личного прихода с оформлением всех документов в тот же день по технологии «одного окна».
То есть нужна этакая дверка для подстраховки.
— С 2016 года нотариальному удостоверению подлежат все сделки купли-продажи любых объектов недвижимости с долевой собственностью, — объяснил «ВМ» исполнительный вице-президент Российской гильдии риелторов Рустем Галиев. — Таких сделок на рынке — не меньше половины, поэтому тесное взаимодействие ФНП и Росреестра крайне важно. Ведь созданная межотраслевая информационная сеть должна минимизировать временные затраты как нотариусов, так и клиентов.