Москва оказывает мощную поддержу столичным предпринимателям
Что касается разворота на восток, то он произошел в 2017 году, когда на смену Нидерландам, которые были нашим главным торговым партнером долгие годы, пришел Китай. Пять лет назад объем российского экспорта с Поднебесной исчислялся суммой 35,6 миллиарда долларов, а прошлый год был закрыт уже числом 56 миллиардов. Московская статистика тенденцию подтверждает.
Несмотря на то что список наших основных торговых партнеров в несырьевой нише возглавляют Белоруссия, Казахстан и Великобритания, утвердившийся на шестом месте Китай показывает сейчас по экспорту взрывной рост — аж в 2,3 раза! В структуре того, что продает сейчас Москва за рубеж, тоже произошли некоторые изменения. Несмотря на то что самый большой рост с начала года (плюс 25 процентов) демонстрирует по-прежнему так называемая продукция нижних переделов (необработанный металл, злаки, полуфабрикаты химпрома и т.д.), заметно подтянулся легпром: экспорт текстиля, кожи, одежды и обуви прибавил с января 12 процентов...
К слову, помимо традиционного вывоза товаров и сырья (без него пока никак), большие надежды сейчас возлагают и на экспорт услуг, объемы которого планируют довести к 2024 году до 100 миллиардов долларов.
— Россия находится сейчас по этому показателю на 25 месте в мире, то есть мы действительно отстаем, хотя и имеем огромный потенциал в этом направлении, — говорит Cергей Пискунов, замдиректора Департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития РФ. — Экспорт услуг гораздо более интересен в добавленной стоимости, чем экспорт продукции, поэтому правительство сейчас старается сместить фокус внимания бизнеса в эту сферу. Так, в апреле был подписан закон, который ввел нулевую ставку НДС для экспортеров услуг (раньше она была 20 процентов), а во втором полугодии планируем запустить для них программы льготного кредитования. Вышло постановление, по которому за каждого въездного туриста-иностранца из целевой страны туроператор будет получать денежную компенсацию. Облегчили «административную составляющую» для экспортеров IT-услуг...
Бизнесу, зарегистрированному в столице, повезло еще больше, так как московские экспортеры могут рассчитывать еще и на помощь города:
— Мы разработали целый блок финансовых и нефинансовых мер поддержки, ориентированных на московских производителей и поставщиков услуг, — говорит Виталий Степанов, начальник управления развития экспорта услуг и креативных индустрий Московского экспортного центра (МЭЦ). — Например, у нас существует «Каталог экспортной продукции», который транслируется на крупнейших форумах и выставках (не говоря уж об Интернете). Сейчас в нем уже больше 3000 товарных позиций. Таким образом, наши предприниматели фактически получают доступ к массовому потребителю как в стране, так и за рубежом. Также они могут рассчитывать на софинансирование до 100 процентов затрат на участие в международных выставках и помощь в продвижении на электронных торговых площадках. Например, на маркет-плейсе Alibaba мы полностью оплачиваем им «золотой аккаунт» и статус «золотого поставщика» (он позволяет подняться в топе и получить неограниченный доступ ко всем потенциальным покупателям), компенсируем половину затрат на создание обычного аккаунта. Действуют и другие меры поддержки: субсидии на транспортировку, сертификацию, патенты и свидетельства, льготные займы, бесплатные образовательные и консультационные программы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марат Короваев, руководитель проекта по поддержке экспорта РЭЦ:
— Мы настоятельно рекомендуем московским экспортерам прибегать к помощи МЭЦ, потому что в этом случае вы получаете не только те услуги, которые предоставляет на федеральном уровне Российский экспортный центр, но и можете воспользоваться теми программами, которые подготовила для вас Москва. А это весьма существенная прибавка к тому спектру предложений, которые есть сейчас у обычного российского предпринимателя, решившего торговать с заграницей.