Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«ВМ» выяснила, как регионы-доноры помогают отстающим областям

Общество
Три из четырех столичных предприятий работают с выгодой. Такой вывод сделали 19 февраля в «Аналитическом центре города Москвы».

Столица опередила регионы по этому показателю. Сухие цифры «Аналитического центра города Москвы», говорят о том, что свыше 84 процентов доходов столичного бюджета — это налоговые поступления. Развивать бизнес в Москве становится выгоднее. Эксперты отмечают рост прибыли крупных и средних компаний Москвы года на 4,6 процента. Что показательно: за прошедший год налог на прибыль организаций увеличился на 18 процентов, а это значит, что бизнес в Москве чувствует себя хорошо и готов к отдаче в виде поступлений в казну.

— Рост доходов города в 2016 году обеспечен стимулирующей функцией налоговой политики правительства Москвы. В частности, мотивацией бизнеса к легализации и развитием налоговых стимулов для увеличения предпринимательской активности, — сообщили в столичном Департаменте экономической политики и развития города.

— Значительный вклад в рост доходной части бюджета столицы внесли такие налоговые проекты, как внедрение патентной системы и введение торгового сбора, поэтапный переход к налогообложению недвижимости от кадастровой стоимости. При этом город не увеличивает налоговую нагрузку, а выравнивает условия налогообложения, привлекая к уплате налогов тех, кто раньше от этого уклонялся, – конкретизирует глава ведомства Владимир Ефимов.

При этом отмеченный рост доходов Москвы носит восстановительный характер и частично компенсирует потери предыдущих лет. Столице потребовалось пять лет, чтобы восстановить объем поступлений по налогу на прибыль, снизившийся в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков.

«ВМ» выяснила, как регионы-доноры помогают отстающим областям Панорама Москвы из высоток Москва-Сити. / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

По итогам 2016 года Москва лишь сократила разрыв между темпами роста налоговых доходов города и остальных регионов страны, который начал формироваться в 2011 году. За это время рост доходов субъектов составил 46,8, а Москвы – 30,2 процента, соответственно.

Позитивная динамика стала возможной благодаря региональным полномочиям по получению доходов и оптимизации расходов. Москва реализует большой потенциал по выявлению объектов имущественного налогообложения, легализации бизнеса, привлечению инвестиций. Если говорить о расходах, то город осуществил реформу финансирования бюджетной сети, начал концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. Кроме того, обеспечивается экономия при закупках, усиливается адресность социальных выплат.

Все эти меры позволяют городу в сложных экономических условиях развиваться, обеспечивать профицитность бюджета и выполнение социальных обязательств. Как итог: доходы московского бюджета в 2016 году выросли на 11 процентов, что в среднем на 3,5 процента больше, чем в других российских регионах.

Если вновь обратиться к цифрам, то мы увидим, что с 2011 по 2016 год число дефицитных регионов в стране выросло с 57 до 74, а к 2019, по экспертным оценкам, их будет 80. При этом неспособность отдельных регионов предпринимать меры для обеспечения устойчивости своих бюджетов очень больно ударяет по Москве и другим регионам-донорам.

— Рост долговой нагрузки – в пять раз за последние четыре года – и количества дефицитных регионов создает гигантское давление на все профицитные регионы в логике «отнять и поделить», — отмечал совсем недавно экс-министр московского правительства, а ныне губернатор Пермского края Максим Решетников. — С этого года на процент сокращена региональная часть налога на прибыль. Выпадающие доходы Москвы составят порядка 30 миллиардов рублей в год.

Реализация мер региональной политики, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности, по его мнению, должна носить двусторонний характер. В качестве встречных обязательств дотируемых субъектов должны применяться условия об увеличении налоговых доходов или оптимизации бюджетных расходов. Соответствующие возможности предусмотрены Бюджетным кодексом страны.

Однако за реализацию и использование полномочий, предоставленных федеральным правительством в последние годы, берутся далеко не все регионы. Это приводит к плачевному состоянию местных и региональных бюджетов, их дефициту, увеличению долговой нагрузки. Города и регионы с крепкими бюджетами в этой ситуации вынуждены выступать в роли «доноров».

И хотя долг российских регионов стабилизировался и будет снижаться, анонсированное сокращение программы бюджетных кредитов почти на 43 процента — с 350 до 200 миллиардов —может заставить регионы нарастить коммерческие займы. 2016-й год регионы закончили с дефицитом в 12,6 миллиарда рублей, оценили в Счетной палате. Поспособствуют ли ограничения на размер долга росту региональных доходов, покажет 2017-й.

— Улучшению структуры региональных финансов способствовала программа бюджетных кредитов. Но они не стабилизируют рост долга и не обеспечивают сбалансированность региональных бюджетов, — считают аудиторы.

Сокращать бюджетные и банковские кредиты и переходить к длинным облигационным займам советует регионам и Минфин. Но банковские кредиты продолжают оставаться наиболее востребованным рыночным инструментом, хотя в прошлом году впервые долг регионов перед федеральным бюджетом превысил займы перед коммерческими структурами.

— Финансировать дефицит бюджетов за счет коммерческого кредитования без понятных источников будущего погашения – не самый лучший вариант, — высказывалась глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Какой опыт в этой связи может продемонстрировать Москва? Во-первых, рачительное использование разных преференциальных режимов, когда налоги могут варьировать и стимулировать открытие новых производств. Это поспособствует увеличению эффективности работы бизнеса даже в условиях внешних санкций. Во-вторых, необходимо обеспечивать органы местного самоуправления большими финансовыми возможностями. Примером здесь могут стать столичные районы, финансирование которых в этом году еще подросло. Управам отдаются средства, полученные от платных парковок, торгового сбора и других источников доходов. Как итог: районы активнее занимаются внутренним развитием, собственным благоустройством. Те, кто отстают по получению средств, стараются подтянуться вслед за лидерами, нарастив внутренние источники получения финансов. Еще один плюс: открытость местного самоуправления достигается за счет регулярного приема граждан депутатами и сотрудниками муниципальных аппаратов, их участия в мероприятиях районного уровня, совместного обсуждения с жителями вопросов расходования денег.

В-третьих, развитие производств, предоставление им региональных льгот, помощь новым и потенциальным инвесторам при выборе площадок для строительства. В-четвертых, изыскание внутренних резервов: пересмотр налогооблагаемой базы, работа по новым направлениям. Например, новое предложение о сокращении имущественного налога в случае найма жилья, поможет и казну пополнить, и жителей поддержать. И в-четвертых, это ставка на своих горожан: оказание адресной помощи, привлечение людей на новые предприятия и в новые отрасли.

ЦИТАТА

Владимир Путин, Президент России:

- Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. В этой связи предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Усиление экономической самостоятельности особенно необходимо крупным и средним городам.

СПРАВКА

Как сообщала Счетная палата, в целом за год долг вырос в 49 регионах. Самый значительный рост отмечен в Крыму – в 13,1 раза, в Ненецком автономном округе – в 3,6 раза и в Тюменской области – в 1,8 раза. Профицитными оказались бюджеты 29 регионов, дефицитными – 56 регионов.

ОПЫТ, КОТОРЫМ СТОЛИЦА ДЕЛИТСЯ С РЕГИОНАМИ

1. Преференциальные режимы при открытии новых производств. 

2. Финансовое обеспечение органов местного самоуправления. Районы активнее занимаются внутренним развитием.

3. Региональные льготы производствам.

4. Изыскание внутренних резервов, пересмотр налогооблагаемой базы. Так, рассматривается сокращение налогового вычета для людей, снимающих жилье. По мнению Минстроя, мера приведет к выводу рынка из тени и наполнит бюджет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ефимов, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы:

- Значительный вклад в рост доходной части бюджета столицы внесли такие налоговые проекты, как внедрение патентной системы и введение торгового сбора, поэтапный переход к налогообложению недвижимости от кадастровой стоимости. При этом город не увеличивает налоговую нагрузку, а выравнивает условия налогообложения, привлекая к уплате налогов тех, кто раньше от этого уклонялся. В то же время предприятия успешно адаптировались к новым экономическим реалиям. Этому способствовали системные меры поддержки реального сектора, которые реализуются правительством Москвы с 2015 года.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.