Создание бизнес-модели для уличных торговцев
Планировка кварталов, плотность размещения зданий и строений, пешеходная и транспортная доступность, комфорт и удобство горожан. Все эти факторы, по словам заместителя председателя Москомархитектуры Татьяны Гук, должны учитываться при размещении объектов уличной торговли на первых этажах домов.
— В Москве насчитывается три пояса застройки, — рассказала Гук. — Их планировочная структура отличается. И это тот фактор, который необходимо учитывать.
Впрочем, как и плотность размещения торговых объектов. Это еще один фактор, на который стоит обращать внимание предпринимателям.
— Когда в одном здании большое количество торговых объектов, тогда так называемая попутная торговля идет успешно, — пояснила Гук.
Каждый предприниматель, по словам руководителя направления стрит-ретейла международного агентства недвижимости Виктории Камлюк, может просчитать бизнес-модель с учетом своей группы покупателей.
Одним требуется просторное помещение на центральной улице, а другим достаточно небольшого подвала в подворотне. Модные бренды, крупные сетевые магазины едва ли согласятся работать в небольшом спальном районе. Просто потому, что нерентабельно. Однако «потянуть» размер ежемесячной аренды за помещение в доме, к примеру в районе Тверской, также сможет не каждый предприниматель.
— Экономика стоимости площадей в ретейле вполне понятна, — сказала Гук, подчеркнув, что точками притяжения торговли остаются территории у метрополитена, крупные транспортно-пересадочные узлы, развязки.
Еще одно перспективное направление — открытие летних уличных кафе. Это тот сегмент торговли, который, по словам Татьяны Гук, активно набирает обороты в столице.
Развивая уличную торговлю, Москва, как пояснила Татьяна Гук, опирались на позитивный опыт крупных европейских городов. В их числе — Барселона, Париж, Вена.
Она также обратила внимание на то, что первые этажи новостроек все чаще отдаются под торговые объекты. В этих помещениях размещаются услуги быта, парикмахерские, аптеки, продуктовые магазины. То есть все то, что необходимо жителям каждого конкретного района.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Илья Заливухин, вице-президент Союза московских архитекторов:
- У каждой из улиц есть свои функции. В разных районах они отличаются. Крупные улицы с большим потоком людей генерируют бизнес-активности. Благоустройство только помогает активному развитию. Коммерция чаще всего сконцентрирована у крупных транспортно-пересадочных узлов, вокруг небольших площадей и скверов. Но будут и те улицы, где первые этажи домов не заняты магазинами. Она не нужна там, где нет людей, где для них нет скамеек, мест для отдыха.
Новинки, которые презентовали предпринимателям на «Неделе российского ретейла»:
1. Электронные ценники. Позволяют менять стоимость товаров в магазине дистанционно.
2. Умный кассовый аппарат. Расплачиваться на кассе покупатель сможет через терминал. Он же выдаст сдачу.
3. Промышленная сенсорная клавиатура. Используется в комплекте с весами для любых товаров.