Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Определять честность бизнеса по потоотделению

Общество
Федеральная служба охраны провела опрос и доложила Владимиру Путину: российский бизнес не доверяет правоохранительным органам, считает их неэффективными и коррумпированными.

Опрашивали экспертов и самих предпринимателей. Самый, пожалуй, неожиданный вывод вот какой: оказывается, падает доверие предпринимателей к силовым структурам. То есть, значит, было время, когда оно росло?

Данные, приводимые ФСО, при том, что сам по себе примечателен факт изучения делового климата силами именно службы охраны, говорят об инвестиционном и деловом климате в стране лучше, чем всевозможные рейтинги типа Doing Business. Россия бьет рекорд за рекордом, поднимаясь в этом рейтинге «условий ведения бизнеса» все выше и выше. Так, в этом году мы заняли 31-ю строку, тогда как в 2014 болтались на 62-м, а в 2010 году — вообще на 124-м месте. То есть с бизнесом у нас все лучше и лучше?

И вот ФСО докладывает: 69,2 процента экспертов считают ведение бизнеса в России небезопасным. Тогда как в 2017 году таких было 57,1 процента. Среди бизнесменов свою работу посчитали опасной 84,4 процента. Более 70 процентов опрошенных считают, что никакие законы не гарантируют защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования. Доверие к силовым структурам составило менее 50 процентов. Более половины (55 процентов) не испытывают доверия к судам. Всего 43,3 процента респондентов готовы решать хозяйственные споры в государственном суде, 30,1 процента — в третейском, 10,8 процента — вообще никому не доверяют.

Насчет некоррумпированности силовиков. 69,4 процента считают, что борьба с коррупцией в их рядах неэффективна. 30,8 процента сообщили о росте коррупции среди силовиков за последний год. Еще бы! Ведь только что задержали полковника ФСБ из Управления «К» (оно занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы) с 12 миллиардами наворованных денег.

С ФСО по-своему согласны и большинство россиян: по данным проведенного в начале года опроса ВЦИОМ, 62 процента наших сограждан не верят, что в стране возможен честный бизнес. Хотя 89 процентов относятся к бизнесменам с симпатией. Видимо, как к своего рода юродивым или убогим, которые не могут или не хотят в жизни заняться чем-то более безопасным.

Меня лично недавно поразила новость, тоже определенным образом связанная с отношениями между предпринимателями и силовиками, которые этот бизнес в широком народном представлении в основном «кошмарят» (все призывы властей прекратить «кошмарить» не кончились ничем). И вот недавно бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил тем предпринимателям, которые считают себя жертвами необъективного расследования, пройти так называемый «детектор правды». И тем самым хотя бы обелить себя перед частью общественного мнения, поскольку никакого процессуально-правового значения результаты такой проверки все равно иметь не будут.

Определять честность бизнеса по потоотделению Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство» / Фото: Официальный сайт Следственного комитета РФ

«Детектор правды» — это комплексный метод исследований, который придуман одной отечественной компанией, работающей на рынке противодействия кибермошенничеству. Помимо стандартной проверки на полиграфе, также проводится оценка правдивости высказываний по движению зрачков, анализу крови на предмет отсутствия в ней химических препаратов, помогающих обмануть детектор, а также по потоотделению.

Мне кажется, такая апелляция к «детектору правды» сама по себе является косвенным свидетельством того, что в нашей стране нет эффективной судебно-правовой системы, которая могла бы отличить правомерное преследование бизнесменов от неправомерного. Нет независимых судов как системы, нет непредвзятого объективного следствия. Их отсутствие предлагается компенсировать анализом крови и потоотделения. Осталось ввести такой критерий как «побожись, что честный».

Да какой там авторитет бизнеса в народных массах! Спустя более чем четверть века с начала существования в стране как бы рыночной экономики больше половины россиян неизменно в ходе разных опросов говорят, что считают экономику, основанную на государственном планировании и распределении, более правильной, чем рыночную. Доля твердых сторонников рыночных отношений, основанных на частной собственности, колеблется от четверти до трети. По данным того же ВЦИОМ, почти 70 процентов россиян категорически не хотят иметь свой бизнес, при этом число желающих стать предпринимателями за 10 лет сократилось на 10 процентов. На деле таких — все 90 процентов, потому что свой бизнес в стране имеют жалкие максимум 7 процентов.

Государственная пропаганда так долго упражнялась в проклятиях 90-м, во время которых были созданы основы современной российской экономики и потребительского рынка, что мы по-прежнему имеем общество, где большинство обывателей смотрят на коммерсантов как на хапуг, спекулянтов и воров. Хотя им по-своему и сочувствуют иногда. Даже молодежь почти повально не хочет ничего предпринимать и создавать свое дело, а хочет идти на госслужбу, а еще лучше в силовики, чтобы, как не скрывают этого многие, «доить» еще оставшийся частный бизнес. Тем самым как бы борясь, оправдываясь в собственных глазах, за «социальную справедливость» примерно в том ее понимании, каковое проповедовал известный герой булгаковского романа по фамилии Шариков.

За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны не поднялась выше 20 процентов, тогда как в Европе и Америке она достигает 60–75 процентов. При этом у нас 95 процентов малых и средних предприятий — это, на самом деле, микробизнес, работающий в основном в сфере торговли. А еще преимущественно в «тени».

Периодически объявляемые властями разные каникулы от проверок, на самом деле, ничего не решают и не меняют. Эти каникулы — чистый фантом. К примеру, Минэкономразвития регулярно отчитывается о снижении числа плановых и внеплановых проверок, однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается. Так, по данным министерства, в 2017 году (более поздних данных нет) проведено около 1,7 миллиона проверок, что на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году. А по данным того же Титова и опросам самих предпринимателей, число проверок доходит до 10 миллионов. Просто официальная статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются без проверок, а также всякие рейды, контрольные закупки, инспекционные визиты (совсем свежее изобретение чиновников) и так далее.

Но проверки — это еще полбеды. А вот давление силовиков на бизнес — это беда большая. И настоящая. В прошлом году число осужденных за экономические преступления выросло на 21 процент. Сразу за год. Как такое может быть? Разве что за счет усиления силового давления на бизнес. При этом до суда по-прежнему доходит лишь 15–20 процентов дел по экономическим статьям. Силовые методы стали инструментом для решения споров бизнесменов между собой. Или средством отъема бизнеса в пользу групп или лиц, аффилированных с силовиками или властями соответствующего уровня. 

В 80 процентах случаев сам факт вмешательства силовиков вне зависимости от того, была ли доказана вина данного предпринимателя, имело ли место на самом деле вообще преступление или оно было высосано из пальца, безвозвратно разрушает такой бизнес. Данный тезис подтверждал президент Владимир Путин еще в 2015 году: «Абсолютное большинство, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата», — говорил он в выступлении перед Федеральным собранием. Что с тех пор изменилось? Да в общем мало что, если говорить об изменениях в лучшую сторону.

Ежегодно в стране регистрируется более 100 тысяч преступлений экономической направленности. Но опережающими темпами растет число дел по наиболее популярной у силовиков (поскольку критерии предельно размыты) статьи о мошенничестве (оно формально не относится к экономическим преступлениям), под которое силовики навострились подгонять практически все что угодно – любую сделку, кредит, контракт и пр. С 2011 года по прошлый год число дел по мошенничеству выросло в 1,5 раза, до почти 250 тысяч (около 15 процентов от всех возбужденных дел в стране). При этом, по данным Генпрокуратуры, раскрываемость мошеннических преступлений составляет 25 процентов (средний показатель раскрываемости — более 50 процентов). То есть в остальных трех четвертях случаев такие уголовные дела — шантаж, угрозы и вымогательство со стороны силовиков.

У предпринимателей осталось немного путей борьбы с этой порочной системой: апеллировать к верховной власти, добиваясь ее вмешательства в каждом конкретном случае, чтобы она в очередной раз призвала силовиков «не кошмарить» бизнес; уйти в «тень» и не светиться, в том числе не платить налоги; перевести бизнес в те страны, где деловой климат на деле, а не на бумажных рейтингах, лучше.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Геннадий Окороков: Силовики – не червонец, чтобы всем нравиться

Колонка обозревателя «ВМ» Геннадия Окорокова:

Представители бизнес-сообщества не проявляют каких-то особенных качеств, отличающих их от остального населения. Не то, чтобы мелкие предприниматели были сплошными жуликами, но всегда найдется то, что их не устраивает. Налоги подняли – плохо. Опустили – тоже плохо (далее…)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.