Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Петр Фоменко завещал не ставить точку

Развлечения
Петр Фоменко завещал не ставить точку
Москва прощается с легендарным режиссером Петром Фоменко. / Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов

Петр Фоменко умер ранним утром 9 августа от сердечной недостаточности. Прославленному театральному режиссеру было 80 лет.

Корреспонденты "Вечерней Москвы" присутствовали на церемонии прощания с Мастером. 

9.00. Прощание с Петром Фоменко в понедельник, 13 августа, проходит в театре, созданном режиссером. 

Люди идут и идут к театру на Кутузовском проспекте с цветами. Очередь выстроилась к входу в новое здание и протянулась до крылечка в старое, в котором театр мастера начинал свой творческий взлет. Люди заполняют «театральную площадь» между двумя театральными сценами знаменитых «фоменок».

9.25. Гражданская панихида началась в 9.25 в новом здании. Фойе заполняется цветами. Пришли с цветами молодые актеры Студии театрального искусства Сергея Женовача – ученика Петра Фоменко. На сцене почетный караул – актеры театра.

Со сцены убрали все кулисы, чтобы поставить десятки венков от почитателей таланта мастера. На экране сменяется фото: перед глазами публики творческая биография Петра Фоменко, вся его жизнь.

Панихида продлится до 13 часов.

9.35. Полина Кутепова возложила венки к гробу.

9.45. Пришел ученик Фоменко, режиссер Сергей Женовач. Он возложил к гробу цветы и поклонился своему учителю.

10.00. На сцене стоит актриса Вахтанговского театра Людмила Васильевна Максакова. Их с Петром Наумовичем связывали долгие годы дружбы.

За первый час прощания Мастеру поклонились уже более трех сотен москвичей, поклонников его таланта.

10.05. На панихиду пришел известный актер театра Маяковского Михаил Филиппов и поднялся на сцену к "фоменкам".

К 10 утра толпа людей у театра продолжает расти - возможно, некоторые думали, что прощание с Фоменко начнется именно в этот час.

Корреспондентам "ВМ" сообщили в театре, что официальная церемония прощания с Петром Фоменко начнется в 12:30.

10.15. В театр "Мастерская Петра Фоменко" пришел Сергей Капков, глава департамента культуры Москвы. Он возложил цветы к гробу.

10.20. В театр вошла актриса Полина Агуреева - ученица Петра Наумовича - с букетом огромных подсолнухов.

10.25. На церемонию прощания пришел актер и режиссер Александр Калягин.

10.26. Отдать последнюю дань уважения своему коллеге пришел актер и режиссер Лев Дуров.

10.27. В здание театра вошел режиссер Иван Поповский. Иван, выходец из Македонии, поступил на курс к Фоменко, и, не зная ни слова по-русски, за три месяца выучил наш сложный язык. Поповский поклонился своему учителю:

- Я 10 лет назад в августе потерял отца. Теперь я потерял второго. Петр Наумович всегда говорил: «Вперед! Не ставьте точку! И чтобы не ставить точку, мы можем сказать, что попробуем. Еще Фоменко говорил: «Вера есть, уверенности – нет!» Но мы должны стараться держаться вместе и пробовать дальше.

Еще Петру Наумовичу нравилось английское выражение Future in the Past – и как словосочетание, и как парадокс: будущее в прошлом.

Для него это значило идти вперед, но не забывать оглядываться назад, чтобы опять пойти вперед. В это турбулентное время русского репертуарного театра это еще более актуально. Тем больше мы не должны бояться уникальности и не быть в центре внимания и работать. А будущее мы всегда видели вместе с ним. Прошлое для нас было с великим, но незнакомцем. А теперь он стал для нас близкий и родной человек.

Теперь для нас это прошлое, это движение будущего в прошедшем становится еще более своим и понятным. Там НАШ ЧЕЛОВЕК!

10.50. В зрительный зал пришел и сел вместе со зрителями актер Сергей Юрский. Попрощаться с Фоменко пришла ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева.

На панихиду пришла актриса Малого театра Ирина Муравьева. Актер и режиссер Владимир Андреев с огромным букетом белых роз вошел в зал, за ним идут актриса Полина Райкина, режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская с большим букетом белых хризантем.

11.10. На панихиду пришли театральный критик Сергей Юшкевич, актер Игорь Яцко.

Людмила Васильевна Максакова сидит на сцене с самого утра неподвижно, с идеально прямой спиной. За все это время актриса ни разу даже не шелохнулась.

11.20. Зал переполнен, больше мест нет. Организаторы приняли решение, что в театре останутся только самые близкие, остальные будут ждать продолжения церемонии на улице.

11.30. Пришла актриса Театра Сатиры Вера Кузьминична Васильева с огромным букетом белых хризантем.

11.38. Пришел актер и режиссер Олег Меньшиков с красивым букетом алых роз.

11.39. Пришел режиссер Московского молодежного театра РАМТ Алексей Бородин.

11.44. Пришли актеры театра "Сатирикон" Агриппина Стеклова, Владимир Большов и театральный режиссер Виктор Рыжаков.

11.50. Пришел актер и режиссер Юрий Соломин с огромным букетом алых роз.

- Петр Наумович был для меня старшим товарищем. В 1970-е годы мне посчастливилось работать с ним в Малом театре. Мне сложно даже передать, каким я его помню. Он был, есть и, думаю, будет еще долго лидером русского театра. Без него его театр будет продолжать жизнь, но он осиротел. Фоменко был Учителем - с большой буквы - и для студентов, и для молодых актеров и не только для молодых. Потерять такого учителя все равно что потерять отца или мать.

Около театра собралось уже более полутора тысяч человек.

11.56. В зал вошли режиссер Сергей Арцибашев и ректор Щепкинского училища Борис Любимов.

12.13. Корреспонденты "ВМ" пообщались с москвичами, собирающимися у входа в театр, где проходит церемония прощания с Петром Фоменко.

- Жизнь слишком жестоко отбирает лучших из нас. Сегодня мы прощаемся с великим мастером. И сейчас меня утешает только мысль о том, что его дело будет жить, - признался поклонник таланта режиссера Михаил Алексеевич.

- Я до конца поверила, что Петра Наумовича больше нет, только сейчас, - едва сдерживает слезы москвичка Стелла Самуиловна. - Для меня с его смертью закончилась целая эпоха. Простите, мне очень сложно говорить: меня душат слезы...

- Петр Наумович и его театр всегда были для меня, с одной стороны, нравственным ориентиром, с другой – местом, где я могла отдохнуть душой. Здесь я могла почувствовать себя рядом с людьми, которые воспринимают жизнь, как я. Я отказываюсь говорить о Петре Наумовиче в прошедшем времени... - вздыхает Ирина Боганцева, директор школы Европейская гимназия. - Когда мне было особенно плохо, я приходила сюда, чтобы получить духовную поддержку. Для меня этот театр – своего рода храм. Я водила сюда своих учеников и придти сюда с ними сегодня для меня очень важно. Я верю, что детище Фоменко будет жить, что театр не изменится и будет развиваться в том направлении, которое задал Петр Фоменко. Здесь так много молодых его учеников, они обязаны продолжить дело Фоменко.

12.30. Пришел попрощаться с режиссером политик Борис Немцов.

12.38. На панихиду приехал актер театра Вахтангова, ректор Театрального училища им. Щукина Евгений Князев.

14.00. Закончилась гражданская панихида в театре. Режиссер Евгений Каменькович сказал: "Мы пронесем гроб с телом Петра Наумовича мимо его любимой библиотеки в фойе, которую Фоменко считал своей".

14.10. Гроб актеры несут по фойе мимо библиотеки Фоменко. Портрет Петра Наумовича - в руках у актрисы Мадлен Джабраиловой, следом актеры несут венки. Гроб вынесли из театра и погрузили в катафалк. Вся улица запружена людьми.

14.50. Катафалк с телом Петра Фоменко приехал на Ваганьковское кладбище.

15.00. В храме Воскресения Словущего началось отпевание.

15.13В храме десятки венков с надписью "Дорогому Петру Наумовичу", "Дорогому мастеру" от Большого театра, от Малого театра, от Театра Сатиры... Персональный венок прислал Олег Табаков. Самый большой и самый красивый венок  "От благодарных зрителей". 

15.27. Среди венков видны два с лентами, окрашенными в цвета флага России: от Президента РФ Владимира Путина и от премьер-министра России Дмитрия Медведева и его супруги.

15.52. Звонит церковный колокол, закончилось отпевание. Крышку гроба уже вносят в церковь.

16.02Гроб с телом выносят из церкви. Зрители устроили овацию, шквал аплодисментов, такой же, как был недавно у стен театра...

Несут крест, за ним три венка: от близких, от президента РФ, от премьер-министра.

Похоронят Петра Фоменко справа от центральной аллеи рядом с колумбарием. 

16.30. Гроб с телом опустили в землю...

16.40. Последнее прощание. Вдова Майя Тупикова подошла к гробу, обняла мужа...

Похоронили Петра Фоменко рядом с поэтом Марком Лисянским и актрисой Руфиной Нифонтовой. Рядом с могилой на кладбище близкие и коллеги режиссера организовали поминальный стол.Пришедшие на похороны Петра Фоменко поминают мастера и потихоньку начинают покидать кладбище...Через час поминки продолжатся в театре на Кутузовском. Туда придут близкие, друзья и коллеги актера, соберется труппа...

МАСТЕР

Фоменко был одним из символов театральной России, Мастером, к чьему слову прислушивались даже корифеи театра.
В конце 1960-х постановки Петра Фоменко (например «Смерть Тарелкина» в театре Маяковского) закрывали, а сам режиссер, не найдя работы, два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова. Потом, «отбыв ленинградскую ссылку», вернулся в столицу и ушел в педагогику.

Среди учеников Фоменко режиссеры Сергей Женовач, Миндаугас Карбаускис, актеры Килилл Пирогов, Полина Агуреева, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Евгений Цыганов.

БИОГРАФИЯ

 Петр Фоменко окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище В.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Отчислен с третьего курса Школы-студии МХАТ в 1953 году «за хулиганство».

Окончил заочно филологический факультет МГПИ им. Ленина в 1955 году, где подружился с будущими бардами Юрием Визбором и Юлием Кимом.

Режиссировал знаменитые «капустники».

Фоменко создал 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа.
В 1992 году получил звание профессора РАТИ.

В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году ушел из официальной театральной педагогики, которой отдел более 20 лет жизни.

ПАМЯТЬ

Валерий Золотухин и коллектив Театра на Таганке:

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Нет слов выразить нашу скорбь... Уход великого режиссера, большого мастера Петра Наумовича Фоменко – невыносимо горестная и невосполнимая утрата для российской культуры. Великий талант Петра Фоменко был ориентиром для всех нас.
Осиротела не только «Мастерская Фоменко», осиротел наш отечественный театр.

Для Театра на Таганке боль утраты особенно глубока. Мы связаны с Петром Наумовичем общей работой, первыми большими успехами. Он был одним из тех, кто вложил часть своего огромного таланта, часть своей души в становление легендарной Таганки. Старшее поколение наших артистов помнит работу с мастером, помнит его доброту, его бережное, заботливое отношение.

Пусть нам будет утешением оставшиеся жить его работы – высочайшего художественного уровня спектакли, его театр, его ученики.

Светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах.

Скорбим вместе с вами...

Читайте также

Вдова Фоменко Майя Тупикова: Петр Наумович умел устраивать настоящие моменты радости

– Петр Наумович умер сегодня утром. Случилась острая сердечная недостаточность, которая и унесла его... - рассказала корреспонденту "Вечерней Москвы" супруга Петра Фоменко Майя Тупикова. - Он лежал в больнице по поводу скопления жидкости в легких. Там это удачно ликвидировали, все убрали, но острую сердечную недостаточность убрать не смогли, вот она и сработала. Он умер во сне под утро...

Вчера я была у него в больнице. Он лежал в Чазовском центре в отделении неотложной кардиологии, и я несколько часов там провела у него. Он чувствовал себя неважно и мне не хотелось уходить, но потом вроде стало немножко получше. Он заснул, и я ушла. Вечером звонила, он тоже сказал, что ему не очень хорошо. Там целая толпа врачей у него была вечером и все его смотрели и вроде не было ощущения, что какая-то есть опасность. Но тем не менее вот... он всех несколько обманул... (читайте далее...)

Начнем с того, кто кого любит

Петр Фоменко мало общался с прессой, одно из самых ярких интервью о нем сделал обозреватель "Российской газеты" Игорь Вирабов. Накануне 80-летия своего Мастера о нем рассказали актрисы Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Полина Кутепова.

Надо бы помалкивать, что к этому театру я отношусь пристрастно. Но я не театральный критик, мне можно. Когда-то ходил на спектакли "фоменок" в гитисовские аудитории. Потом, за 20 с лишним лет, они обжили бывший кинотеатр "Киев", обзавелись и новой сценой. Кто-то гадал - сколько проживет такой театр, выросший из одного фоменковского курса, лет десять? А они живут, и интересны они, как ни верти, не меньше прежнего. Вроде и сцен несколько, и зал побольше, а запись на некоторые их спектакли растянулась аж на два года вперед. Загадка, а не театр.

А отсутствие объективности - ну как она уместится в одной голове? - не такой уж и недостаток. Пристрастность теплее и человечней - а без этого "фоменок" и их мастера не стоит и пытаться понять.

Накануне 80-летия Фоменко мы поговорили с актрисами "Мастерской" - Галиной Тюниной, Полиной Кутеповой и Мадлен Джабраиловой. Они из тех, с кем Петр Наумович и начинал создавать свой театр. Не хочется лишних словес, поэтому от наших разговоров здесь - лишь монологи и реплики самих актрис.

Говорили они, замечу, постоянно вспоминая, - ах, он убьет нас, если услышит столько слов о себе. Не знаю, мне все же хочется верить, что не убьет.

Трудно первые сто лет

Галина Тюнина: Мы трудно начинали. Первые шаги в театре, опыта нет, денег ни копейки, многие среди нас не москвичи, огромная ответственность за полученный от зрителя аванс любви, кружили голову похвалы, непростое время в стране, а мы все силы направляли на то, чтобы сделать первый спектакль, удержать его, не растерять того, что вроде бы начало получаться. Трудное счастье создания спектакля. Счастье - в преодолении трудностей, и это дает радость. (полный текст интервью читайте здесь)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.