Высоцкий сердился на репортеров, однако воспел их в одной из песен
22 января в Фотоцентре на Гоголевском бульваре открывается выставка «Житие Владимира Высоцкого». Она приурочена к юбилею поэта: 25 января ему исполнилось бы 75 лет. Фотография и фотографы в жизни и в творчестве Высоцкого – особая, непростая тема.
На выставке будет показано около сотни снимков, на которых запечатлен Владимир Семенович: на концертах, во время спектаклей и киносъемок, в общении с коллегами и друзьями… Представлены работы 20 авторов.
– Среди них 8 кадров старейшего «известинца», фотожурналиста мирового признания Виктора Ахломова, – сказала «ВМ» специалист по связям с общественностью Фотоцентра Юлия Травникова. – Достойное место занимает подборка из более чем 20 работ Валерия Плотникова, который провел несколько плодотворных студийных фотосессий с Владимиром Семеновичем и Мариной Влади.
«Фоторепортеры налетели, и слепят, и с толку сбить хотят…» Это слова героя песни «Честь шахматной короны», но Высоцкий мог бы описать ими и свою повседневную жизнь. Владимира Семеновича постоянно снимали: и профессиональные фотохудожники, и газетные репортеры, и просто проворные поклонники, у которых оказывался под рукой «Зенит», «Смена» или «Зоркий». Как Высоцкий реагировал на фотографов?
– Его раздражало, когда во время концертов они прыгали под сценой и щелкали своей техникой, – говорит заместитель директора Государственного культурного центра-музея В.С. Высоцкого по научной и музейной работе Галина Урвачева. – Он рявкал: «Сядьте, я не давал вам разрешения! Вы меня выбиваете из ритма». Но зато в спокойные минуты никогда не отказывался позировать.
Фотографии Высоцкого нужны даже филологам
Поклонники Высоцкого коллекционируют его фотографии, обсуждают их датировку. Например, может быть так: у коллекционеров хранилась пленка с аудиозаписью выступления, когда оно сделано – неизвестно. И вдруг обнаруживается фотография, сделанная на этом концерте. По тому, во что одет Высоцкий, какой длины волосы, есть ли усы, борода и пр., фотографию легко сопоставить с известными снимками и прийти к выводу: концерт состоялся, допустим, в сентябре 1971 г.
Такие уточнения бывают важны для биографов поэта, которые составляют летопись его жизни и творчества, а также для филологов, занимающихся вопросами датировки его произведений. Рукописи многих песен Высоцкого не сохранились, а у тех, что сохранились, почти никогда не проставлены даты. Поэтому исследователям часто приходится ориентироваться на время первого зафиксированного исполнения песни.
«Вечерняя Москва» сотрудничает с коллекционерами фотографий Высоцкого. Они предоставляют нам «неопознанные» снимки барда: такие, у которых неизвестны ни автор, ни место съемки, ни, зачастую, даже время. И мы регулярно их публикуем в надежде, что автор или свидетели откликнутся.
В 2010 г. мы опубликовали несколько фотографий Высоцкого из архива известного коллекционера Олега Васина. И вот удача – через несколько дней в редакцию позвонила москвичка Софья Барская.
– Это фото сделано на концерте в нашем НИИ «Гипрогазоочистка», где я была начальником отдела, – сказала Софья Наумовна. – У меня дома хранится такое же, на обороте Высоцкий оставил автограф: «Соня! Добра!». Высоцкий выступал у нас дважды. Первый раз, кажется, в 1972 г., тогда и было сделано это фото. А во время следующего концерта – про него точно известно, что он состоялся 24 февраля 1979 г. – он эту фотографию подписал.
Уже составлено несколько каталогов, где постарались отметить все выступления поэта – и те, которые сохранились в магнитофонных записях, и те, о которых известно лишь из афиш или с чужих слов. Но ни в одном из них не говорилось о выступлениях в НИИ «Гипрогазоочистка». Получается, благодаря «Вечерке» вписали новую маленькую строчку в биографию поэта. А сколько таких «белых пятен» в ней еще остается!
Если у Вас есть неизвестные фотографии Высоцкого или другая информация о нем, напишите нам по адресу maria.raevskaya@vm.ru. Любая помощь будет принята с благодарностью.
«Это лишь момент, а фотография – навечно»: у Высоцкого есть песня про репортеров
У Высоцкого есть песня, где говорится о фоторепортерах. Она написана в 1971 г. и называется «Вратарь». Рассказ ведется от лица футбольного голкипера (песня посвящена легендарному Льву Яшину). Во время матча «искушает» фоторепортер: просит пропустить гол ради эффектного кадра: «это лишь момент, а фотография – навечно».
Обернулся – слышу голос из-за фотокамер:
«Извини, но ты мне, парень, снимок запорол.
Что тебе – ну лишний раз потрогать мяч руками, –
Ну, а я бы снял красивый гол». (...)
«Это все-таки футбол, –
говорю. –
Нож по сердцу – каждый гол
Вратарю».
«Да я ж тебе как вратарю
Лучший снимок подарю, –
Пропусти – а я отблагодарю!»
Все-таки вратарь нечаянно пропускает гол. «Снимок дома у меня – два на три метра – как свидетельство позора моего». После этого футболист неожиданно ловит себя на мысли, что во имя хороших снимков он теперь готов жертвовать делом своей жизни:
Проклинаю миг, когда фотографу потрафил.
Ведь теперь я думаю, когда беру мячи:
Сколько ж мной испорчено прекрасных фотографий!
Стыд меня терзает, хоть кричи.
Искуситель, змей, палач, как мне жить?
Так и тянет каждый мяч пропустить…
Песня юмористическая (или, как любил говорить Высоцкий, «шуточная»), но проблему, описанную в ней, поэт на самом деле воспринимал всерьез. Ситуация, описанная во «Вратаре», встречается еще в нескольких произведениях Высоцкого, причем не только поэтических.
В 1972 г. поэт написал стихотворение «Енгибарову – от зрителей» (посвящено знаменитому клоуну Леониду Енгибарову (1935 – 1972)), где есть слова: «Шут в своей последней пантомиме// Заигрался – и переиграл». В детективном сценарии «Где Центр?» (1969/1970 или 1975 г.) «ряженые» молодожены убивают молодоженов настоящих. А в прозаическом «Романе о девочках» (1977) Колька оказывается потрясен, обнаружив, что его кумир, бард Кулешов («казалось ему, что знает он этого парня, что, встреть он его, – узнал бы в толпе, что, появись он только, – и стали бы они самыми близкими друзьями, если душа его такая, как песни»), живет с его, Колькиной, возлюбленной.
Что общего у всех этих произведений? Тема соотношения искусства и жизни, опасность их смешения.
«Высоцкий, хорошо знающий цену творчеству и цену жизни, ставит вопрос о моральной стороне искусства, о той грани, за которой оно вторгается в жизнь человека и даже калечит ее», – пишет доктор филологических наук Анатолий Кулагин, профессор Московского областного социально-гуманитарного института, автор многих книг о Высоцком. «Сам Высоцкий, ощущавший эту опасность, и был в высшей степени игроком, артистом, эстетом, которого обжигало и в итоге сожгло пламя его собственного творчества».
Он спел бы это весело и лихо
25 января поэту и актеру Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Мы представили, как он исполнил бы свои фирменные частушки о событиях наших дней.
В обороне-то конфуз,
Ой ты, мама-мамочка!
Там добра уперли груз —
Не побрезгав лампочкой.
И теперь у наших дам,
Так и ноет сердце:
Хорошо же было там,
В этом мини-стерстве!
Кое-кто бубнит: «Что честь!
Есть возможность — надо есть!
Есть и ртом, и тем, что сзади,
Не боясь, что вдруг посадят!» Это жесть!
Эх, Жерар, Жерар, Жерар,
Лицедей из Франции.
Ты зажег в грудях пожар
У мордвинок ласковых!
И серьезно, без затей,
Так судачат люди:
20 у тебя детей —
То ли еще будет!