Дневник фестиваля. День пятый. Красота отказывается спасать мир
Это картина братьев Коэнов «Внутри Люина Дэвиса» - ностальгическое путешествие в мир фолк-музыки 60-х годов прошлого века с Оскаром Айзеком и Джастином Тимберлейком. По версии журнала Screen у него 3.3 балла из 4 возможных.
Копы тоже люди. И даже женщины
На втором месте иранец Асгар Фархади с картиной «Прошлое» (2.8). А вот работу Такеши Миики «Соломенный щит» оценили низко – всего 1.3. Не вдохновила история о жажде справедливости, мести и возмездии в японской ячейке. А возможно, уже и утомила эта бесконечная сказка о том, что Восток – дело кровавое и якудза вам товарищ. Впрочем, фраза одного из персонажей - «Если бы я знал, что буду приговорен к смерти, я бы убил больше людей», стала афоризмом этого дня.
На пресс-конференции Такаши Миике появился в окружении своих главных актеров Нанако Мацусима и Такао Осава. Что интересно – он рассказал о японском понятии «гири», обозначающем моральный и социальный долг перед обществом:
- Если описывать человека, то необходимо показать его различные стороны. Это история о полицейских и преступниках, но они такие же люди, как и все мы, у которых есть личная повседневная жизнь. Именно на это я хотел обратить внимание. Мой персонаж – женщина-полицейский. Она критически относится к преступникам, но это только ее профессия. Прежде всего, она мать.
Тепло отозвался Миике о Сехэе Имамура, одном из своих учителей:
- Он учил меня, что нужно снимать фильмы с тем, что у тебя есть. Иногда мы ищем оригинальность, хотим отличиться, но если снимать кино так, как можешь, оригинальность появляется сама собой.
Красота уже не та сила
Паоло Соррентино показал в этот день свою версию «Сладкой жизни» Феллини – картину «Великая красота» (La Grande Bellezza). Его историю о том, как проводит ночи терзаемая скукой итальянская буржуазия, каннская публика встретила с воодушевлением. Фильм снят с огромной культурой изображения. В кадре – все самое прекрасное, что есть в Риме - цветущие сады, античные дворцы и роскошные виллы. Именно на этом идиллическом фоне развивается сюжет пятого полнометражного фильма Паоло Соррентино. Но герои, «сытые», куда менее прекрасны, чем природа и архитектура Вечного города. Они томятся от скуки, циничные и разочаровавшиеся в жизни представители итальянской аристократии. Их развлечения принимают все более изощренный характер – это спектакли, где обнаженные актеры бьются головой о стенку, красят гениталии в красный цвет и делают тату в виде серпа и молота, это фокусы с жирафами в дворе, фламинго на балконе… Главный герой – журналист Джеп Гамбарделла символизирует римскую буржуазию. Ему 65, он добился успеха, но хочет чего-то большего, чем светские удовольствия. Его великолепно играет Тони Сервилло. На наш взгляд – один из вероятных кандидатов на актерский приз.
Но Соррентино вводит в ткань и антитезу этим протухшим «сливкам общества» - святаую 104- летняя старушку, Мать Марию, за которой чудится образ легендарной Матери Терезы. Ее скромность и одухотворенность оттеняют духовный распад гнилой «элиты». Поиски настоящей красоты обязательно приведут к духовному идеалу – таков не самый оригинальный вывод автора. Но это этого не менее ценный.
Замок на замке
Оглушительными овациями встретила публика дневной показ в главном зале Дворца фильм Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии». Его героиня Луиза (ее играет сама Валерия) встречает Натана, юного актера. У них завязывается роман, Луиза мечтает о детях. С пожилой матерью и больным братом она живет в наследном замке, содержать который у них уже нет средств. Постепенно семья рушится – умирает от СПИДа брат, с которым ее связывали не совсем сестринские чувства, у Лутизы случается выкидыш после неудачной процедур «in vitro». Восхитительна сцена, когда героиня прорывается в монастырь, чтобы посидеть на «святом кресле», с которого ее стаскивают монахини. Как и Соррентино, Бруни-Тедески очень иронично показывает католическую церковь и ее влияние на жизнь обыкновенного человека. При этом лента дышит глубочайшим человеколюбием, полна тонких психологических нюансов… Образ Луизы получился сверхобаятельным и достоверным. Не удивлюсь, если Валерия получит приз за лучшую женскую роль. Во всяком случае, таких продолжительных 15- минутных оваций после показа в Каннах еще никто не удостаивался. Понятно, что «Замок в Италии» кино скорее, мейнстримовое, но тем и приятнее увидеть такую душевную историю на фестивальном экране. И очень показательно, что это идет именно из Италии, где, похоже, неореализм дает новые всходы….
Зов крови
А еще в этот день вне конкурса показали Картину Гийом Кане «Кровные узы» (Blood Ties) – драматическую историю отношений двух братьев, преступника и полицейского. Женские роли сыграли Мила Кунис и Марион Коттийяр. Действие происходит в Нью-Йорке 1974 года.
- Мне хотелось создать кино моей мечты, кино 70-х годов, и мой фильм погрузил меня в него, - рассказал Гийом Кане корреспонденту «Вечерки». - Я не смог привезти всю мою съемочную группу, с которой обычно работаю, в США, поэтому мне пришлось завоевать доверие технического персонала в США. Там все по-другому: нельзя поставить камеру где угодно без разрешения, нельзя командовать статистами. Но за все эти ограничения я был вознагражден очень доверительными близкими отношениями с моими актерами.
Я хотел воссоздать в своем фильме Нью-Йорк 70-х годов. Я просмотрел множество архивных материалов и увидел, насколько изменился город с тех пор. В то время везде по улицам валялся мусор. Но что-то привлекало меня в этой атмосфере. Поэтому я хотел, чтобы у костюмов, света, декораций – у всего был такой старый, немного полинявший вид.
А завтра ждем явления Майкла Дугласа – он представит фильм Стивена Содерберга «За канделябрами» - откровенную и реальную историю «голубого» любовного романа между звездой шоу-бизнеса (Майкл Дуглас) и простым техасским парнем (Мэтт Дэймон). Обещают горячее блюдо.