Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Режиссер Михаил Угаров: «Чехов – это я, когда меня считали графоманом …»

Развлечения
Режиссер Михаил Угаров: «Чехов – это я, когда меня считали графоманом …»
На съемках фильма «Братья Ч» / Фото: Наталья Боброва

Сценарий к картине по своей одноименной пьесе написала Елена Гремина. А известный драматург и театральный режиссер Михаил Угаров встал за камеру - это его дебют в полнометражном кино. Корреспондент «ВМ» встретился с режиссером на съемочной площадке в Никольском-Вяземском за пару дней до окончания съемок. Угаров заметно хромал, шагал, опираясь на палочку…

Михаил Юрьевич, что случилось? Вы пострадали на съемках?

- Нет, еще раньше. Я сломал ногу незадолго до начала съемок. Тем не менее, отменить съемки уже было нельзя.

Как вам в качестве кинорежиссера? Вы оказались готовы к этой роли?

- Это естественно для меня, я был готов к этому повороту. Но иногда, правда, все происходит не так, как я ожидал — но это лучше, чем мне представлялось. А если хуже — то я делаю замечания. Или начинаю ужасно кричать. Алишер (оператор Алишер Хамидходжаев – Н.Б.) знает: вопли раздаются страшные.

Шаг влево от текста – для актеров преступление?

- Есть ключевые, смысловые, сюжетообразующие слова. Они должны прозвучать при любых обстоятельствах. Конечно, я за них борюсь. Я ведь человек литературо-центричный. И когда мне объясняют, что кино это картинка - я кручу пальцем у виска. Потому что кино - это не только картинка. Это еще очень много привходящих элементов.

Вы взвалили на себя нелегкую ношу. Зачем вам это?

- Ну, уж не ради славы. Я не хочу снять так называемое «новое русское кино», чтобы все меня узнали. Я хочу снять эту историю максимально точно, правдиво, без выпячивания своего «эго».

Со школьных лет в нас внедрен образ Чехова как этакого вечного интеллигента в пенсне, сущее «блако штанах»…

- Увы, школьная программа лепит образ Чехова похожего не на реального человека, а на некоего господина в пенсне, деликатного в высшей степени. Такой мифический Антон Павлович был, скорее, мечтой советской интеллигенции об идеальном человеке. В школьную программу не входят его письма, в которых он резко, порой даже желчно оценивает ситуации, людей.

Главный герой – 25-летний Антон Чехов, тогда еще Чехонте, начинающий литератор. У вас есть
с ним общее?

- Чехов — это я, когда мне было 25 лет, я работал завлитом театра и писал свои ранние произведения. В них никто не верил, все считали, что я графоман из провинции. Но смотрите, ведь братья Чеховы – это тоже провинциалы, «лимитчики», ростовские парни, которые «понаехали в Москву». Туда, где им было трудно обустроиться – другой ритм жизни, другой стиль, другая мода. Для наших героев это очень важно.

В 25 лет Антон еще никто. Он еще не знает, что он великий русский писатель. Если бы мы с вами это ему сказали – он бы захохотал в горло. Смешно!

Каким он был в жизни?

- Наверное, это самая закрытая фигура в русской литературе. Всех можно представить, но не его! Например, мы пытались представить его руки – и не могли! Можно представить руки классиков - Толстого, Горького, Блока, но не Чехова. Он как бы ускользает всегда… И многие его решения непонятны. Например, почему он расстался с Дуней Эфрос, которая его любила, и он ее любил.. Из-за чего? Я не понимаю. Но пусть этой тайной мучаются зрители…

- Как это жестоко! А если серьезно – для кого ваша картина? Ведь зритель ходит сейчас совсем на другое кино – с попкорном…

- Мне кажется, эта история понятна всем. Это семейная драма, мучительный выбор между заботой о близких и собственными интересами, который делает любой человек. Человеку, чтоб состояться, нужно чем-то жертвовать. Мне кажется, это нужное кино для нашей страны, для зрителя с нашей ментальностью. Но и для европейской аудитории тоже. Ведь Чехов – это мировая, а не только национальная классика.

Некоторые исследователи недавно заговорили об антисемитизме Чехова…

- Я прочитал почти все, что было написано Антоном Павловичем и не нашел никакого антисемитизма. Он ведь из Таганрога, где была большая еврейская община, уважаемая и богатая. Не стоит цепляться к каким-то выражениям, вырванным из контекста, из долгой истории взаимоотношений. К идейному антисемитизму это отношения не имеет.

Почему все-таки вы решили снимать именно в легендарном Никольском-Вяземском?

- Мы здесь не впервые. Раньше мы здесь проводили драматургические и режиссерские семинары. По десять дней. Тоже летом, в июле… Продюсер Лиза Антонова одобрила выбор. Рядом - Ясная поляна, Спасское-Лутовиново, Бежин луг, Мелихово… И мы решили снимать здесь. Ведь природа - одно из действующих лиц фильма. И эти выразительные места дают такую возможность.

Но усадьбу Толстых вы явно изменили…

- Да. Из аляповатого туристического наша художница Мария Утробина, любимая ученица Шейнциса, сделала благородную усадьбу Х1Х века… Нам многое разрешили, спасибо дирекции

Говорят, у вас в группе сухой закон?

- Да, мы его соблюдаем. Ведь у нас 12-часовой рабочий день. А потом - репетиции с кем-то из актеров. После этого падаем замертво от усталости…

Егор Корешков, который играет Антона, очень похож на Чехова…

- Не это главное. А наше с ним взаимопонимание, общее понимание актерской профессии. Несмотря на возраст, он серьезный артист, уже сыграл Арбенина в театре. И хотя боится, но не трусит.

Вы нашли ответ на вопрос, кто же он такой - мистер Чехов?

- Ищем. Мы ведь еще снимаем и фильм о фильме. В нем будут размышления, споры на тему «Кто же такой Чехов?». Ведь он по-прежнему остается самым таинственным русским писателем своего времени.

СПРАВКА «ВМ»

Михаил Угаров — российский драматург, режиссёр и сценарист, один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», худрук «Театра. DOC», худрук «Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина», идеолог движения «Новая драма» родился 23 января 1956 года в Архангельске. Учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Работал на телевидении: автор сценариев для сериалов «Петербургские тайны» и «Дневник убийцы» (в соавторстве, режиссёр Кирилл Серебренников). Публиковал пьесы в драматургических альманахах и журналах. C 2009 года ведёт направление «Документальный театр» образовательной программы «Творческий менеджмент и режиссура документального кино и документального театра» в Высшей школе журналистики НИУ ВШЭ. Поставил ряд спектаклей в Центре драматургии и режиссуры, «Театре DOC», МХТ им.Чехова и др. московских театрах. Сценарист ряда фильмов («Рагин», «Северный сфинкс» и др.). Лауреат ряда премий и фестивалей, в том числе «Золотая маска (2010 год, за спектакль «Жизнь удалась»).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.