Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Если успеха у публики нет — виноват в этом только музыкант

Развлечения
Если успеха у публики нет — виноват в этом только музыкант
30 марта 2011 года. Джаз-ансамбль «Аллегро». / Фото: РИА «Новости»

Выбор был неслучаен: Левиновский — сподвижник Бутмана, аранжировщик оркестра, пианист и композитор.

Николай Яковлевич, накануне начинающегося музыкального сезона скажите положа руку на сердце, как сегодня живется оркестру?

— Оркестр живет яркой и насыщенной жизнью. Мы очень много выступаем, и не только в России, но и за рубежом. Так что у меня как у аранжировщика много работы: для каждого концерта надо было готовить специальную программу. Причем иногда у нас с Игорем рождаются очень неожиданные проекты. Например, в прошлом году для оркестра я написал джазовую обработку «Шахерезады» Римского-Корсакова. Я давно мечтал попробовать сочинять джазовые композиции, в основе которых лежали бы темы классических произведений. Это не обработка Римского-Корсакова или Чайковского. Это новая джазовая композиция, отталкивающаяся от темы, или несколько тем, заимствованных из классического произведения, с точки зрения джаза переосмысленных по-новому, поэтому «Шахерезада» — это не Римский-Корсаков в обработке Левиновского, а музыка Левиновского, основанная на темах Римского-Корсакова .

Неужели джазу подвластны такие большие формы симфонической музыки?

— Конечно, поскольку джаз — это открытая форма искусства, в которой нет каких-то заранее определенных правил и ограничений: вот это можно, а это нельзя. Поэтому «Шахерезада» появилась как естественное развитие моих усилий по поиску нового подхода к репертуару .

Вы же по образованию классический музыкант?

— Да, я окончил консерваторию.

И как же вас занесло в джаз?

— Это не совсем корректная формулировка. Меня «занесло» в джаз гораздо раньше, чем я стал классическим музыкантом. Я уже был джазовым музыкантом и осознавал, что хочу быть только джазовым музыкантом, но поскольку джазового образования в нашей стране не было, оставался только один путь традиционного музыкального образования. Я окончил музыкальное училище, потом поступил в консерваторию на музыковедческий и композиторский факультет, получил солидное академическое образование. Но учась в консерватории, я считал себя сложившимся джазовым музыкантом. Это был только вопрос будущего, как и где себя проявить. С юных лет я себя ощущал джазовым музыкантом, свой первый джазовый концерт я дал в возрасте 17 лет. Кстати, в стенах консерватории, еще в те годы, когда джаз был фактически запрещенным видом музыки. За него могли исключить из консерватории, объявить выговор. И как у джазового музыканта у меня была масса проблем в свое время.

С Игорем Бутманом у вас интересная жизненная история получилась. В свое время, когда он еще в довольно молодом возрасте приехал в Москву из Питера, вы взяли его в свой знаменитый оркестр «Аллегро», а теперь он взял вас в свой оркестр…

— У нас всегда были прекрасные отношения двух музыкантов, которые друг друга взаимно ценили. Когда-то давно он, молодой, талантливый, неординарный музыкант, хотел выступать в оркестре «Аллегро», я его принял, и три года мы проработали вместе. Потом несколько лет совместно работали в Нью-Йорке. Наши отношения не прерывались практически никогда. Мы сотрудничали в разных условиях и ситуациях, занимались непохожими друг на друга проектами. Потом Игорь вернулся в Россию, стал здесь развивать свою деятельность в Москве. Через какое-то время он предложил мне присоединиться к нему. В наших отношениях произошла перестановка слагаемых, от которой сумма не меняется.

Но тогда вы были его руководителем, теперь он ваш, не обидно?

— Ну что ж, время прошло. Тогда ему было 23 года, и я был значительно старше и имел другой статус. Теперь он тоже зрелый человек — ему больше 50 лет. И настало время, когда он занимает лидирующую позицию. Но я считаю себя не нанятым им работником, а партнером. У нас партнерство, лично я так воспринимаю нашу совместную деятельность.

Насколько я знаю, большое значение в вашей судьбе имела встреча с Эдди Рознером.

— Она имела большое значение в том смысле, что Эдди Матвеевич оказался трамплином в будущее, который довольно неожиданно передо мной возник. У меня был неплохой ансамбль, мы выступали на джазовых фестивалях, где-то нас замечали и отмечали, и вдруг поступило неожиданное приглашение от Эдди Рознена присоединиться к его московскому оркестру, вот это был судьбоносный момент. Если бы этого не случилось, не знаю, когда и как я бы оказался в Москве. Конечно, в конце концов я бы все равно попал в Москву, поскольку все дороги ведут в Рим, но когда бы это произошло, я не знаю. Но вот так судьба распорядилась, что появился Рознер, и благодаря ему мы оказались в Москве, стали работать. С Рознером мы проработали чуть меньше двух лет, потом он ушел на пенсию. Затем была работа в оркестре Анатолия Кролла, потом работа на радио, потом шесть лет я работал дирижером эстрадного оркестра Муслима Магомаева, который никакого отношения к джазу не имел, но тем не менее от этого периода я не отрекаюсь, я был ценим, уважаем, свою работу делал достойно. Но как только появилась возможность все это бросить и играть только джаз, я все прочее отмел, организовал джазовый оркестр «Аллегро» и уже много лет не занимаюсь ничем, кроме джаза. Но вообще всех, кто спрашивает меня об Эдди Рознере, я отсылаю к своей книге «Держи квадрат, чувак». Это о моих ранних годах, о жизни джаза и джазовых музыкантов в СССР, там есть целая глава о моих взаимоотношениях с Рознером, о его личности.

Как вам нравится сегодня в России?

— Сегодня в России мне очень нравится. Я уезжал совсем из другой страны, мне было очень нелегко сделать такой выбор, но я все-таки принял твердое решение и уехал. К тому же когда я уезжал, у меня отобрали советский паспорт и даже обозвали предателем, и вот с этим клеймом я уехал, и этот осадок все годы эмиграции у меня был. Но сегодня я вижу другую Россию, вижу других людей, другие отношения, в том числе и ко мне. Может быть, я и не со всеми российскими реалиями знаком, но то, что я вижу, мне чрезвычайно нравится.

А что сегодня происходит с джазом в России?

— Сегодня в России есть джазовые музыканты, причем не только в Москве, но, к моему удивлению, даже и в провинциальных городах, которые, на мой взгляд, могут достойно конкурировать с лучшими западными джазовыми музыкантами, поэтому с кадрами в России сегодня хорошо. Может быть, требуются усилия, чтобы сделать джазовую музыку более востребованной в обществе. Но тут многое зависит от самих джазовых музыкантов, которые должны стремиться не только к тому, чтобы усладить свое джазовое эго и играть только для своего удовольствия. Музыкант должен не забывать и о публике, находить к ней подход, завоевывать и увлекать. Например, Игорь Бутман — успешный исполнитель, а есть талантливые джазмены, но не пользующиеся особым успехом у публики. Чья это вина? Скорее всего, самих этих музыкантов.

Если говорить об успешных джазовых музыкантах, то вспоминаются слова одного из самых знаменитых современных джазменов, Чика Кориа, как-то сказавшего, что вы являетесь удивительно ярким и талантливым музыкантом. Вы с ним знакомы? Какие между вами отношения?

— Мы знакомы очень хорошо, у нас дружеские отношения. Он очень приятный человек, деликатный коллега. А познакомились мы в Москве, хотя заочно, по записям, я узнал его гораздо раньше. Мы очень тепло общались, Кориа был в гостях в моей московской квартире. Когда я уехал в Нью-Йорк, мы встречались, и там потом мы продолжили наше общение в студии звукозаписи, выпустили совместную пластинку с Игорем Бутманом. Мы постоянно общаемся, и Чик Кориа — это человек, мне небезразличный и близкий. Возвращаясь к вопросу успеха или неуспеха, Чик Кориа — это музыкант, который, будучи успешным на протяжении 40 или более лет, никогда не замыкался в башне из слоновой кости, а всегда думал, заботился о публике, о том, чтобы принести ей радость. Я считаю, что главная задача состоит в том, чтобы публике стало тепло, чтобы она ушла с его концерта, наполненная чемто хорошим, и чтобы потом она долго вспоминала этот концерт. Вот как раз Чик Кориа успешен на протяжении долгого времени, потому что он никогда не забывал о конечной цели музыканта.

Наверное, кроме него, вы еще со многими джазовыми звездами дружите?

— Я не назову это дружбой, но теплые приятельские отношения у меня со многими музыкантами. Более 10 лет держал свой оркестр в Нью-Йорке. Кто только не играл в моем оркестре за это время! И знаменитые музыканты, и не очень. Также с очень многими музыкантами я записывался. Всех не перечислить. Так что круг моей джазовой дружбы очень широк.

СПРАВКА

Николай Левиновский — известный джазмен, основатель ансамб ля «Аллегро», на протяжении десятилетия являвшегося одним из лидирующих джазовых коллективов страны. В конце 80-х годов прошлого века он переехал в США и создал там «Оркестр Ника Левиновски», а затем собственный джазовый лейбл — NLO Records.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.