Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Невроз эпохи: литературное наследие Юрия Олеши

Развлечения
Невроз эпохи: литературное наследие Юрия Олеши
«В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, - важно, что я каждую минуту жил» / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
10 мая 1960 года ушёл из жизни известный русский писатель-прозаик, поэт и драматург Юрий Олеша.

"Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар - не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребёнок, услышав метафору, даже мимоходом, даже краем уха, выходит на мгновенье из игры, слушает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно".

Юрий Карлович Олеша родился в Елисаветграде в семье обедневших польских дворян - его родным языком был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. После окончания гимназии Олеша поступил в Одесский университет на юридический факультет. В это же время он вместе с Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал "Коллектив поэтов". Эти дружеские связи он сохранил на всю жизнь.

В 1921 году Олеша уехал в Харьков, где работал журналистом и печатался как поэт, но уже в следующем году он оказался в Москве и поступил на работу в газету "Гудок", в которой тогда печатался Михаил Булгаков. Благодаря талантливым фельетонам писатель быстро завоевал широкую популярность в СССР. Подписывал он их псевдонимом Зубило. Сам Олеша так описал это время: "Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни - это моя работа в "Гудке". Тут соединилось всё: и моя молодость, и молодость моей советской родины, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики..." Первую крупную прозу , роман для детей "Три толстяка", он написал в 1924 году, но напечатана книга была лишь в 1928 году. Благородные, бедные и весёлые герои романа борются против жадных и жестоких толстяков - трёх властителей страны. При помощи главной героини, девочки-циркачки Суок, они спасают наследника Тутти и освобождают весь народ. Впоследствии сказка-метафора, в которой нет ни капли волшебства, была переведена на 17 языков и экранизирована, по ней были поставлены спектакли и сняты мультфильмы. Особенную популярность у зрителей получила одноименная картина Алексея Баталова 1966 года. Олеша писал: "Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле".

[OBJ Фрагмент из фильма "Три толстяка" (1966)]

Роман "Зависть", опубликованный в 1927 году в журнале "Красная новь", сегодня считается одним из лучших произведений советской литературы. Это книга об интеллигенции в послереволюционной России, о "лишнем человеке" и образе колбасы как символа благополучия. Главный герой, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал "героем своего времени". Его образ автобиографичен, об этом Олеша писал в своих дневниках. В 1929 году он написал по этому роману пьесу "Заговор чувств", а ещё семь лет спустя Абрам Роом снял по нему фильм "Строгий юноша". В образе Кавалерова писатель видел себя, завидовавшего новому обществу колбасников и мясников, сумевших принять новый строй, марширующих в ногу с новой властью и не желающих видеть чужие страдания. Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, но его запретили к широкому прокату по причине "грубейших отклонений от стиля социалистического реализма". В середине 1960-х годов показ ленты проводился в залах ВГИКа и творческих домах, после чего её снова "положили на полку". В 1994 году директор Музея кино Наум Клейман добился того, чтобы картину впервые показали на телеэкранах.

[OBJ Фрагмент из фильма "Строгий юноша" (1936)]

Автобиографичен и образ главной героини пьесы "Список благодеяний", актрисы Елены Гончаровой (1930). Произведение стало реакцией писателя на волну массовых репрессий в среде интеллигенции, затронувшую многих его друзей, на преступления советской власти, на расстрелы и запрет на свободу слова. "Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни - установлена единственная истина: революция",- писал он в дневнике. Всеволод Мейерхольд поставил пьесу в своем театре, она имела шумный успех, но была снята через три сезона. Олеша начал писать ещё одну пьесу – об отчаянии человека, у которого отнято все, кроме клички – "писатель", но она не была завершена. Михаил Левитин поставил её только в 1986 году в театре "Эрмитаж", использовав черновики писателя. Для Олеши наступило время молчания, наступило сразу после его выступления на съезде писателей в 1934 году. Спустя несколько десятилетий Фазиль Искандер написал об этом времени: "Молчание порою требует от писателя не меньшего мужества и таланта. Просто писатель чувствует, что не имеет права говорить ниже того уровня, на котором говорил и писал раньше. А сказать лучше, больше - он чувствует, что пока не может. И предпочитает замолчать совсем. Я говорю о внутреннем контроле, отказе публиковать написанное. Как у Олеши, например. У Ахматовой это было. Годы молчания по своему собственному счёту".

С 1936 года произведения Олеши не печатались, творчество писателя оставалось закрыто для читателей на долгие годы. В годы войны он жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка сталинизма в стране и в культуре оказывала на Олешу угнетающее воздействие. "Невроз эпохи", который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. В своей последней автобиографической книге, "Ни дня без строчки", Олеша ярко и интересно рассказал о своём времени и о себе. "Ни дня без строчки" необычна уже с самого начала, в котором писатель рассказывает о её возникновении: "Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные". Особенная чувствительность писателя к миру была его даром и трагедией: "Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна - не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику".

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.