втр 15 октября 02:38
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Лимонад вместо шампанского

Лимонад вместо шампанского

«Мадемуазель Нитуш». Фантазия по мотивам оперетты Ф. Эрве. Режиссер Владимир Иванов. Театр им. Вахтангова

[b]Театр им. Вахтангова, как, пожалуй, никакой другой, блюдет чистоту своих актерских рядов (сюда, за редкими исключениями, принимают только выпускников подведомственной «Щуки»). Зато в выборе режиссеров придерживается обратного принципа – всеядности, которая порой носит оттенок лихорадочности. «Сколько я молодых режиссеров приглашал, как я вляпывался с ними», – воскликнул как-то худрук Михаил Ульянов в интервью. «Мадемуазель Нитуш» на фоне этих, скажем так, поисков своего нового лица выглядит вполне понятным для театра желанием иметь «верняк», что-то стабильное и родное, надеждой на то, что новое – это хорошо забытое старое (а свое «старое» вахтанговцы не забывают и даже студентов обязывают смотреть записи старых спектаклей Вахтанговского театра).[/b] Та, прежняя «Мадемуазель Нитуш», – блистательная постановка Рубена Симонова, появившаяся в разгар военного времени и подарившая измученным войной людям неожиданный праздник, – продержалась в репертуаре долгие годы. Наше время не военное, но авитаминоз по части праздника ощущается достаточно остро. Действие, напомним, начинается в закрытом пансионе «Небесные ласточки», продолжается в местном театре на полной приключений премьере веселенькой оперетты, написанной хормейстером благочестивого пансиона, а заканчивается в казармах драгунского полка, где образуются сразу три счастливые пары. Спектакли, воспевающие театр, – это вообще своего рода симптом. Срочная инъекция романтики своего призвания. Вот показательная сцена из новой «Мадемуазель Нитуш»: «В театре, в театре все обретает смысл», – старательно выводит актриса, а из-под колосников начинают лететь мыльные пузыри. Реанимировать легенду взялся Владимир Иванов, который считается одним из лучших педагогов Щукинского института. Коммерческий успех предприятия налицо – билеты раскуплены на несколько спектаклей вперед. И когда лейтенант де Шамплатро пытается пристроить на свободное местечко свою новую пассию (она же главная героиня, монашенка Дениза, блестяще дебютировавшая в оперетте), их исполнители Алексей Завьялов и Нонна Гришаева тщетно вглядываются в зал в поисках свободного места. Его нет. И такой постановочный ход можно было делать лишь в расчете на полный зал. «Мадемуазель Нитуш»-2 – это, конечно, не шампанское (с которым принято сравнивать искрометный вахтанговский стиль – понятие все более туманное для непосвященных), но вполне себе прохладный лимонад. Жанр предусмотрительно определен как «фантазия на темы оперетты Эрве» – несмотря на наличие оркестрика и приклеенные к лицам микрофоны, это просто спектакль с музыкальными номерами. Очень обстоятельный, подробный, весь пропитанный желанием честно насмешить публику. В ход идут любые средства. Вставные «кроличьи» зубы у близнецов (начальница пансиона «Небесные ласточки» – Мария Аронова и ее брат полковник Шато Жибюс – Владимир Симонов, унаследовавший роль Рубена Симонова). Утробные звуки, которые не удержались в теле вышеназванного полковника, впервые услышавшего закулисный «гром», или его же «остроты»: «Флорин, можно я буду называть вас фуфло». Многочисленные кульбиты и переодевания неистощимого телом и невозмутимого лицом Александра Олешко (хормейстер-композитор Селестен), особенно рискованная сцена, где он надувает «мать-начальницу» и забалтывает ее рассказами о нападении разбойников, отчего у некоторых дам в зале от хохота случается икота. Наконец, высший пилотаж – госпожа-мать-начальница Мария Аронова. Кто его знает, почему из старательно сработанной «веселухи» вдруг возникает настоящая радость, вкусный легкий хмель, бесшабашный кураж. Аронова может подхрюкивать от смеха, плюхаться на шпагат безграничным задом, сентиментально грустить об утраченной молодости или просто весело гипнотизировать зал поверх кругленьких очков – и публика будет блаженно сиять от радости. И никакие накладные зубы не помешают ей быть заразительно смешной. Чтобы не оставлять ее снова в полном одиночестве лидера, назовем еще Павла Любимцева (директор Оперетты) – в театре – педагога «Щуки» и чтеца классики для детей, в миру – ведущего телепередачи «Записки натуралиста». «Как правило, животные имеют на сцене успех – я-то это знаю точно», – говорит его директор театра, и зал отвечает дружным хохотом, благодаря заодно и за обаятельную передачу, и за удачную роль.

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада