Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Казимир Малевич: "Квадрат - зародыш всех возможностей"

Развлечения
15 мая 1935 года ушёл из жизни российский и советский художник-авангардист Казимир Малевич - один из основателей супрематизма в живописи.

Написанный им "Чёрный квадрат" стал чем-то вроде иконы этого направления в авангардистском искусстве, выраженное в комбинации разноцветных плоскостей и в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Сам термин восходит к латинскому корню suprem (доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи). Малевич же определил это направление следующими словами: "В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке - себе".

Английский критик Генри Вейтс писал: "Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне чёрный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: чёрный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная ещё в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка? …Рассказывают, что Малевич, написав "Чёрный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на чёрный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная чёрным квадратом".

Казимир Малевич: «Квадрат - зародыш всех возможностей» «Черный супрематический квадрат» (1915 год), Казимир Малевич / Фото: wikipedia.org

Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако учёные и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб. Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм "Чёрного квадрата". Малевич работал над циклом картин о женской бане. Картины продавались за небольшие деньги, кроме того требовались дополнительные расходы на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги. Предположить, что "Чёрный квадрат" - чистая случайность, результат загрунтованного чёрной краской прежнего полотна, было бы неверно. Ведь также существует и "Красный квадрат" Малевича, глубинный смысл которого в том, что он совсем даже и не квадрат, а прямоугольная трапеция - у этого квадрата два угла - прямые, один острый и один тупой.

Казимир Малевич: «Квадрат - зародыш всех возможностей» Фото: wikipedia.org

В Русском музее существуют ещё и Чёрный круг с Чёрным крестом. Да и сам "Чёрный квадрат" вовсе не чёрный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырёхугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А тёмный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной. И это не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

По сути, картина знаменовала собой приход формализма в искусство. Формализм - отказ от буквального содержания в угоду художественной форме, когда художник, рисуя картину, мыслит такими понятиями, как "баланс", "перспектива", "динамическое напряжение". Картина, как и любое новое слово в искусстве, знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Ещё задолго до Малевича художники пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры: "Великая тьма" Роберта Фладда (1617), "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода (1882), "Философы ловят чёрную кошку в тёмной комнате" Альфонса Алле (1893). Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял "Чёрный супрематический квадрат", пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". Картина была впервые представлена на футуристической выставке "0,10" в декабре 1915 года вместе с другими 39 работами Малевича. Что символично, "Чёрный квадрат" висел на самом видном месте, в так называемом "красном углу", где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы. Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал "иконой нашего времени". Вместо "красного" - чёрное (ноль цвета), вместо лица - провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь - мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

Начало XX века ознаменовало собой эпоху великих потрясений переломного периода в мироощущении людей и их отношении к действительности. Мир находился в состоянии, когда старые идеалы прекрасного классического искусства померкли окончательно, а рождение нового предрекали большие перевороты в живописи. Шло движение от зрительного реализма и импрессионизма к звуковой абстрактной живописи. "Чёрный квадрат" оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Много времени и сил Малевич потратил на объяснение картины. "Занят вглядыванием в его ("Квадрата") загадочное чёрное пространство", – писал он, утверждая, что видит "то, что когда-то видели люди в лице Бога".

Идея супрематизма была воплощена даже на похоронах Малевича. Гроб художника был установлен на платформе с изображением чёрного квадрата. Над могилой также установили белый деревянный куб с нарисованным чёрным квадратом.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.