пт 18 октября 17:18
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Лавина премий в магнитные бури

Лавина премий в магнитные бури

Конец минувшей недели ознаменовался вручением сразу нескольких премий: Олега Меньшикова, фонда «Триумф», премии им. Д.Д. Шостаковича. Корреспонденты «

[b]Ну что, брат Пушкинъ?[/b] Чтобы артисты вручали премии критикам – такое может придумать только неординарная личность. Ну, представьте, что фигуристы, к примеру, заставляют своих судей исполнить всякие тодесы и тулупы и потом с особым цинизмом расставляют им оценки (этот доходчивый пример мне, кстати, подсказал Константин Райкин). Но Олег Меньшиков рискнул прослыть оригиналом и придумал три года назад свою личную премию имени Александра Кугеля – критика, редактора и руководителя театра «Кривое зеркало». На столичную публику от этого романтического жеста повеяло даже пиететом из позапрошлого века, когда Белинского и Добролюбова народ тащил с базара нон-стоп. Говорят, мысль об этой премии пришла Меньшикову после того, как он поставил «Горе от ума» – спектакль, пользовавшийся успехом у публики, но безжалостно отвергнутый критикой. Список награжденных – по сути, декларация представлений артиста об идеальной критике. Вам могут не нравиться эти акулы пера, но в прошлые годы отмеченными жюри (а в нем Генриетта Яновская, Ольга Субботина, Евгений Миронов, Константин Райкин, Марк Захаров, Кирилл Серебренников) оказались, например, Александр Соколянский, Ольга Фукс (между прочим, из «Вечерней Москвы»), Инна Соловьева… На этот раз самым серьезным, страстным, остроумным и при этом доброжелательным признан театральный обозреватель «Коммерсанта» Роман Должанский. На лацкане у него появилось золотое перышко, а в кармане теперь больше на пять тысяч долларов. Кстати, с этого года премия больше не делится «на троих». И с былым аскетизмом театральных буфетов покончено. Рафинированная публика собралась в ресторане «Пушкинъ», что на Тверском. От жюри выступил Константин Райкин, который утверждал, что критика не должна убивать или смертельно ранить. А должна быть интеллигентной и высокохудожественной. А потом под треск поленьев в настоящем камине, под сверкающими хрустальными люстрами, под звон бокалов с бордо гости отнюдь не критически вкушали фирменные блюда от «Пушкина» – салат с авокадо и спаржей, запеченную форель под раковым соусом, замороженный божественный десерт, тающий во рту… [b]В поисках разбитой истины[/b] Сам же Олег Меньшиков немедля отправился в ГМИИ им. Пушкина – на неповторимое торжество вручения российской независимой премии «Триумф» (50 тыс. долларов), в жюри которой он входит. В Белом зале среди картин Пикассо сидели, бродили, беседовали парами и в кружочек корифеи из всех областей искусства. Вела церемонию неприступная Алла Демидова. Сначала без особой волокиты наградили красной бархатной коробочкой «малых триумфаторов» – молодых талантов, получивших по 2,5 тыс. долларов. Из 20 самые известные: Диана Арбенина (в шикарном фраке), Андрей Денников (весь в белом), Михаил Евланов, Юрий Колокольников (с шарфом), Полина Кутепова, Инга Оболдина, Ксения Раппопорт и Дмитрий Черняков (в кои-то веки в костюме). Потом наступил черед «больших триумфаторов». В честь балерины Ульяны Лопаткиной Владимир Васильев воскликнул: «Время великих актеров не кончается!» Театрального художника Сергея Бархина воспевал его коллега Давид Боровский: «Теперь в театр ходят «на режиссера». Но если спектакль оформил Бархин – идите «на художника»! Над режиссером МТЮЗа Камой Гинкасом долго и добродушно изгалялся Олег Табаков: «Работать под надзором жены (Генриетты [i]Яновской, главного режиссера МТЮЗа[/i]. – [b]Н.З.[/b]) – не сахар…» И все в таком духе. И все очень колоритно: «Вы творите для ограниченного числа зрителей. Могли бы и поширше!» Кино режиссера-шестидесятника Марлена Хуциева, поднявшегося на сцену под звуки песни из «Весны на Заречной улице», долго представлял Вадим Абдрашитов, прибегнув чуть ли не к математическому (все же 3 курса физтеха за плечами!) анализу спиралей творчества, таинства кинокадра и вообще поэтики кино. А Андрей Вознесенский, в высоких рыжих сапогах, вышел зачитать рифмованный дифирамб, где назвал Марлена Мартыновича Марленом Монтировичем, Картиновичем и, наконец, Триумфовичем. Иная музыка – мажорная «Аллилуйя» – зазвучала на вручении «Триумфа» великому музыканту, дирижеру, создателю Большого детского хора и Академии хорового искусства Виктору Попову. К нему обратился златоуст Владимир Спиваков: «Может быть, очень давно существовала единая истина, которая упала и разбилась на кусочки. И все мы в поисках своего кусочка. Вам удалось его найти…» «Будем петь во славу Родине самые лучшие песни», – ответствовал Попов, всегда донельзя скромно принимающий свои бесконечные заслуженные награды. Когда лауреаты и гости стали быстро перетекать в Итальянский дворик для поедания легендарных «триумфовских» разносолов, один из членов ареопага, Юрий Башмет, уже летел в Большой зал консерватории, где должен был вручать премию скрипачу Максиму Венгерову. [b]Дядя Юра и Максимыч[/b] Вот так и получилось, что свой первый в 2005 году концерт Максим Венгеров дал в Москве – по случаю вручения ему премии им. Шостаковича (25 тыс. долларов). Родом из Новосибирска, он начал заниматься музыкой в 4 года, а в 16 отбыл на Запад. 30-летний скрипач играет на Страдивари, когда-то принадлежавшей Крейцеру. И по праву! Из списка в 10 человек, предложенных из разных стран, Юрий Башмет, «хозяин» премии, ежегодно выбирает одного. В 2004 году в финальной десятке к Венгерову никто даже близко не подобрался. На торжественном концерте новоиспеченный лауреат упросил Башмета играть вместе. Об этом они рассказали на пресс-конференции: [b]М. В.:[/b] Я знаю Башмета с 13 лет. Мы познакомились в Германии на вокзале. Поэтому у меня есть эксклюзивное право называть его «дядя Юра». [b]Ю. Б.:[/b] А я называю его «Максимыч»! [b]М. В:[/b] Это большая честь принять награду из его рук. Для меня важно и то, что премия носит имя Шостаковича. Ведь именно его музыку я записал вместе с Ростроповичем в 17 лет на своем первом диске… [b]Ю. Б.:[/b] Смотрите: сидит великий музыкант, а нормальный человек! А все потому, что родители такие. Вспоминаю всегда слова Столярского ([i]легендарный скрипичный педагог[/i]. – [b]Ред.[/b]): «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы!» ([i]Мама на концерте присутствовала – стильная блондинка в черном китайском пиджаке[/i]). Венгеров каждый раз меня чем-то новым удивляет. … [b]М. В.:[/b] В 2005 году я взял вместо 120 концертов всего 20. В остальное время я буду учиться джазовой импровизации, французскому и итальянскому языкам, а также танцевать танго. Отпуска у меня будет всего неделя, и я хочу поехать в США. Это моя давняя мечта – проехать всю Америку, от Восточного побережья до Западного, на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон»! [b]Из зала:[/b] А как же руки?! [b]М.В:[/b] Нельзя же быть белоручкой! [b]Из зала:[/b] А куда потратите призовые деньги? [b]М.В.:[/b] На струны и бензин! В первом отделении концерта Моцарта и Дворжака играли башметовские «Солисты Москвы». А во втором прозвучала божественная моцартовская Концертная симфония для скрипки и альта. Солировали, естественно, Венгеров и Башмет. Среди слушателей в зале были Ирина Шостакович, Мстислав Ростропович и сосед Башмета по даче Никита Михалков.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит