Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Мстислав Запашный-старший: Я не вхожу в клетку, не перекрестившись

Развлечения
Мстислав Запашный-старший: Я не вхожу в клетку, не перекрестившись

[b]12 артистов цирка из этой знаменитой семьи работают сегодня на арене. Держит форму народный артист СССР Мстислав Запашный-старший, который вышел на арену 56 лет назад (!), когда ему было всего 5 лет.[/b]И сейчас он с огромным успехом ставит невиданные аттракционы. Самый сенсационный – «Триумф XXI века», лучшая постановка года. А за исполнение «Триумфа» его сын Мстислав Запашный-младший получил высшую национальную премию – Гран-при-2002. Ошеломляющее зрелище! Тигры вальсируют на перекатывающихся зеркальных шарах...[b]– Мстислав Михайлович, мы, зрители, иногда забываем, что они невегетарианцы. По-моему, в вашей работе риска более чем...[/b]– Где его нет? Но наш труд связан с особым риском и особым вниманием. Я не вхожу в клетку, не перекрестившись. Неизвестно, что может случиться. Пробежит крохотная мышь – чуткий слон шарахнется в сторону. От подобных случаев гибли люди. Был случай – лошадь откусила руку опытному дрессировщику. Что говорить о хищниках! Их поведение меняется с возрастом. Игра часто переходит в драку. А это – пик непредсказуемости.[b]– И что вы тогда делаете?[/b]– В таких случаях по технике безопасности дрессировщики должны уйти из клетки. Мы, правда, этого никогда не делаем. Изо всех сил стараемся что-то предпринять, чтобы животные не поранили друг друга. Лечить долго и дорого, представления могут сорваться... А если в драке появится кровь – у хищника срабатывает инстинкт, врожденный безусловный рефлекс. Так, наверное, произошло, когда белый тигр за ночь наполовину сожрал другого тигра. А ведь выступали в одном аттракционе. Утром приходят – от полосатого осталось полтуши...[b]– Но известны случаи, когда хищников держат дома...[/b]– Профессионалы-дрессировщики никогда этого не делают. И я категорически против. Это даже просто не экологично. И все до поры до времени. Сегодня вы, лаская львенка, говорите: «Ой, кисочку глажу!» А завтра... Помните трагедию в семье Берберовых? Как все произошло? В квартире жил лев, к нему подселили пуму. Звери подрались, появилась кровь. Достаточно капли. Мальчик пришел из школы, стал разнимать животных, действуя своим ранцем. Они и набросились на него. Сколько лет работаю с хищниками, но у меня дома живет только кот Васька. Да и то пытается жену за ноги укусить, когда проголодается, требует жратвы...[b]– Кстати, о котах. Что вы думаете о цирке кошек Юрия Куклачева?[/b]– То, что выглядит идиллией, на самом деле – очень непростой труд. В 1813 году один француз работал с 13 черными кошками. Идея, по-моему, эффектная. Но в период гонки кошки набросились на него и покусали. Вот тебе и домашние животные! С дикими кошачьими, конечно, труднее и опасней...[b]– Вы начинали акробатом. Когда взялись за новое амплуа – решились работать с хищниками?[/b]– Работаю с тиграми 27 лет. Раньше меня дрессурой занялся мой старший брат Вальтер Запашный. В 1961 году он шел на рекорд. В одной клетке у него были 27 хищников – львы, тигры, леопарды, черные пантеры, рысь, каракалы, ягуары, манулы. Полная коллекция кошачьих. От яркого освещения и музыки, к котором звери не привыкли, они передрались. И в этот момент тигрица Багира кинулась на спину Вальтеру. Я бросился в клетку его отбивать. Хорошо, что он успел схватить Багиру за бакенбарды и не дал сомкнуть ей пасть. Знаменитый Борис Эдер сказал мне тогда: «Ты будешь настоящим дрессировщиком»...[b]– Из века в век Запашные сохраняют верность цирку. Выступают уже ваши внучатые племянники... Гены виноваты?[/b]– Скорее не гены, а атмосфера, царящая в семье. Мы рождаемся, как говорят, в цирковых опилках. С малолетства жили манежем, знали все, что на нем происходит. Когда стали взрослыми и у нас росли дети, мы их наказывали за провинности – не пускали в цирк. Получил двойку-тройку– не пойдешь, пока не исправишь. Исправляли быстро! Цирк – наша жизнь.По отцу мы из Ейска. Он был грузчиком в порту. Здесь Иван Поддубный подбирал крепких ребят для французской борьбы. Тогда в цирках было принято устраивать третье отделение с борьбой. Папа принял предложение прославленного силача и благодаря Поддубному встретил маму, профессиональную артистку цирка. Ее отец, мой дед, был музыкальным эксцентриком, дирижером балаганных оркестров. Выступал под псевдонимом Мильтон. Только в 20-е годы у нас разрешили выходить на арену под своими фамилиями. Но многие по традиции работают и сейчас под псевдонимами.Например, Кио. Мы с Вальтером – четвертое поколение цирковой семьи. Представьте! Отец очень не хотел, чтобы мы стали артистами цирка. Не желал детям цыганской жизни с бесконечными гастролями. Но в первые послевоенные десятилетия наш цирк переживал ренессанс. Блистали Валентин Филатов, Олег Попов, сестры Кох... Время сыграло свою роль – мы вышли на арену.[b]– А сейчас какое время?[/b]– Сейчас время надежд. Надежд на то, что самый трудный период, начавшийся с разрушительной перестройки, уже позади. Выжили, сохранили животных, сохранили аттракционы, ставим новые задачи... Но по-прежнему зарплаты у нас очень низкие, и до 80 процентов артистов уезжают за границу. А хочется, чтобы российский цирк сверкал, как он того достоин.[b]– Как сегодня за рубежом вас принимают?[/b]– Наш цирк прошлой зимой дал 40 представлений в Гааге. И всегда были битковые аншлаги. Набивалось черт знает сколько публики! А вокруг, в городах и городишках Голландии, работали 28 цирков. Мы успели с сыном побывать в половине из них. Везде на представлениях – всего по 300-400 человек. Даже на Олега Попова в зале собирались не более 700 зрителей.[b]– Почему же наш «солнечный клоун» не возвращается?[/b]– Олег – мастер своего дела высочайший. Но он обижен и, в известной мере, справедливо. Народному артисту СССР у нас назначается пенсия, как обычному артисту. Когда я за ним летал, предлагал ему отметить свое 70-летие в России, вернуться, он мне прямо так и ответил: «Не собираюсь на старости лет выступать в переходах метро. Здесь работаю полгода и зарабатываю на жизнь достаточно...» [b]– Вас с сыном зовут за рубеж?[/b]– Мы недавно выступали в Воронеже, когда туда нагрянул директор крупнейшего американского цирка. Говорит: то, что вы делаете, – это чудо. И сразу предложил контракт на 5 лет. Я ему сказал: «В развале нашего цирка я с вами участвовать не собираюсь. Можем гастролировать у вас 5 месяцев от силы. Мы работаем для российского зрителя. Я на этом стою...[b]– Почему никто не может повторить ваши номера? По-моему, тигров со слонами вы показываете уже давно...[/b]– 25 лет! И нас действительно никто не повторил. Кредо нашей фамилии: делать то, что не делает никто. Пойдите в любой цирк планеты – везде в принципе показывают одно и то же. Животные работают почти одинаково. Тигры или львы ходят по буму, прыгают через кольцо, делают пирамиды на неподвижных тумбах... Разница – лишь в артистичности подачи аттракционов и внешних эффектах. Даже если на арене 15 тигров, в каждый конкретный момент работают только 4 или 5. А вот когда весь аттракцион – от начала и до конца – дрессировщик и животные выполняют на вращающихся шарах, – это уже революция. Все работают без перерыва. К этому добавляется сногшибательный трюк. Как же без него? Дрессировщик и тигр поднимаются под купол цирка без всякой страховки. И там, на высоте 16 метров, синхронно шагают по вращающемуся макету Земного шара...[b]– Глазам не веришь...[/b]– А вы верите глазам, когда слон катает тигров, а тигры позволяют слонам брать себя за хвост? Это не просто забавно, а фантастично. В природе эти животные несовместимы. Идея аттракциона родилась, когда в Лувре увидел фрески, изображающие групповую кровожадную охоту тигров на слона и не менее страшную сцену: слон раздавливает ногой пойманного тигра.[b]– Как же удалось преодолеть природную несовместимость животных?[/b]– Это долгий процесс. Нужно приучать хищников с самого юного возраста, с 7–8 месяцев. И иметь колоссальную выдержку. С каждым тигром приходится работать минимум по часу ежедневно, кроме общих занятий. Вот почему дрессура – малопривлекательна для спонсоров и инвесторов. Нет быстрой отдачи! Сутками сидишь – изучаешь зверя, чтобы понять, как его можно чему-то научить. Иногда тигрица сделает первый шаг, а второго придется ждать два года. Я всегда говорю: дрессура – не хобби, это – наука! [b]– Ваш кнут. Это насилие или что?[/b]– Когда пастух гонит стадо, он не бьет коров, а воздействует на них звуком – щелчками и хлопками кнута. Мы делаем приблизительно то же самое: шест или кнут используем в качестве указателей, направляющих движения. Но бить животных ни в коем случае нельзя. Их можно поощрять только угощением. Если бы тигры работали из-под палки, они бы не выбегали с таким настроением на арену. А они выбегают с радостью, с удовольствием, с готовностью работать. У них выработан новый условный рефлекс.[b]– Что главное в вашем общении с хвостатыми артистами?[/b]– Главное – доброта. Нельзя обманывать, тогда завоюешь доверие животного. У меня есть слониха, ей 29 лет. Как только услышит мой голос в цирке, начинает трубить, подойдешь – обнимает, ласково прижимает к ноге. А с чего все началось? Я ее получил всю израненную, она не подпускала людей. Раны гноились. Я стал за ней ухаживать, лечить. Три месяца спал на раскладушке в слоновнике. Она стала понимать: этот человек делает ей хорошо. Или был у меня тигр , по паспорту Ветерок, но за характер звал его Тайфуном. Когда эту огромную трехлетнюю кошку (4 с половиной метра с хвостом и весом 350 килограммов) привезли из тайги, она в присутствии людей даже мяса не брала. Только рычала, оставаясь голодной. Отработал с Тайфуном 14 лет. На арене был превосходен. Однажды мы с женой уехали отдыхать в Италию. Вдруг звонок: «Тайфун болеет, отказался от пищи». Раньше позвонить не могли! Я на самолет, прилетел, вижу: лежит в клетке, исхудал. Посмотрел на меня, глубоко вздохнул и умер. Значит, ждал.[b]– Мстислав Михайлович, как будете отмечать 120-летие династии?[/b]– Наш юбилей совпадает со 125-летием старейшего цирка Чинизелли в Петербурге. Именно там мы с Вальтером впервые вышли на арену. И нынешней осенью в праздничные дни мы будем выступать там, на Фонтанке.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.