пт 18 октября 17:07
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Однажды в России

Однажды в России

Сегодня в московский прокат вышел фильм Павла Лунгина «Олигарх»

[b]Откроем толковый словарь: «Олигархия – власть немногих». Древнегреческий термин прочно вошел в новорусский обиход. Ельцинскую эпоху невозможно представить без публичной возни новоявленных олигархов, без эфирных сшибок их журналистских свор.[/b] Минуло с тех пор всего ничего, но кажется, все это было в другой жизни. Прошлое обретает ностальгический флер. Фильм «Олигарх» – экранизация романа «Большая пайка». Книжицу (весьма объемную) сочинил Борис Дубов, ближайший подручный Бориса Березовского, один из директоров «ЛогоВАЗа». Еще до опалы патрона и бегства его из страны. После предпремьерного показа картины только ленивый комментатор упустил повод и шанс поиграть в забавную угадайку: кто в кадре кто, какие за экранными персонажами прячутся прообразы и прототипы. В заглавном олигархе Маковском опознали, конечно же, Березовского, в его соратнике кавказских кровей – Бадри Патаркацишвили, в «Инфокаре» – «Логоваз». На том и порешили. Великий комбинатор Платон Маковский, однако, ничуть не комичен и совсем не плюгав. Он существенно моложе Березовского, а под финал (прототипу назло) решает не покидать пределов отечества. Владимир Машков – «лицо» нового русского кино – давно не играл такого цельного и обаятельного героя. Кем только не был Машков в последние годы – вором, хакером, киллером, криминальным боссом с заморочками Гамлета, предводителем крестьянского бунта, наконец, — в каждую из своих работ он вносил хитрую неоднозначность, двойственность или надлом. С Платоном Маковским иначе – никаких противоречий, только «позитив»: щедр, статен, благороден, смел. Охоч до слабого пола, но это, по нынешним меркам, не минус, а плюс. Короче, как говорили в советские времена – «герой с зарядом социального оптимизма». Условен герой – фиктивна реальность. Фильм Павла Лунгина не «хроника лихолетья» — жанровое кино, сделанное по образу и подобию американских гангстерских саг. В основе сюжета – соперничество двух «банд»: клана Олигарха и криминального ядра правящей верхушки Кремля. Имеется дополнительный повод для вражды – Платон увел жену у влиятельного «кремлевца». В свистопляску вокруг атаки на «Инфокар» вовлечены продажный политик и неподкупный детектив, переменчивый электорат и послушные масс-медиа. Покушение на жизнь Олигарха дает ему шанс уйти в тень, прикинуться погибшим. Беда проверяет на излом любовь и дружбу ближних, преданность соратников. Кто-то скурвился, кто-то скис. Надежда — на собственные силы… Фильм заселен под завязку: в двух экранных часах – пятнадцать житейских лет, чехарда судеб, мелькание лиц. Эпический замах отвлекает Лунгина от огранки частностей. Сбиваясь на скороговорку, он проглатывает частенько сюжетные «перемычки», нюансы, полутона. Тонкостям здесь предпочли наглядность: фильм не для критиков, а для масс. Понятно, почему такое кино стал снимать Павел Лунгин – мастак перекраивать байки из русского быта в анилиновый комикс-лубок. «Олигарх» – то ли поклон, то ли ответ классической ленте «Однажды в Америке». Две эпохи похожи: ловля рыбы в мутной воде. Зачем же за это дело взялся продюсер Сергей Сельянов, «крестный отец» Данилы Багрова из культовых «Братьев» (1 и 2)? Возможно, чуткий Сельянов, ощутив временной сдвиг, решил сконструировать для масс нового супергероя – повзрослей и поопытней простодушного киллера. Таковы уж российские нравы: неважно, в ладах ли с тобой закон, важно, чтоб мужик поступал по совести. И побеждал — ведь победителей не судят.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит