втр 22 октября 07:33
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Озноб от грядущих реформ

Сергей Собянин рассказал о планах по созданию новых выделенных полос в Москве

Владимир Жириновский высказался за введение многоженства в России

СК опубликовал видео с места обнаружения тел депутата и ее семьи в Подмосковье

Вильфанд сообщил, сколько продержится теплая погода

Названы пять лучших марок автомобилей для русской зимы

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Нагиев впервые в истории «Голоса» встал на колени перед участницей

Владимир Соловьев попал в Книгу рекордов Гиннесса

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Ректор Института им. Б. В. Щукина рассказал о «дедовщине» в своем вузе

Кончаловский трогательно поздравил младшего брата с днем рождения

Озноб от грядущих реформ

Театральные деятели России с тревогой ждут нового законопроекта о деятельности учреждений культуры

[b]С конца ноября прошлого года российская творческая интеллигенция с изрядным скепсисом ожидает принятия закона о деятельности учреждений культуры, в том числе и театра (см. «ВМ» за 24 ноября 2004 г.: «Руководите нами нежно и со щедростью!»).[/b] Беспокойство вполне обоснованное, ведь вопросов много. Будет ли государство давать театрам дотации? А если будет, то каким и по какому принципу будут выделяться средства? Что означают предполагаемые попечительские советы? Не станут ли они диктовать театрам свое видение репертуарной политики? Смогут ли театры по своему усмотрению распоряжаться средствами, добытыми у спонсоров? Не попадут ли эти средства под сито того же попечительского совета?.. И прочее, и прочее, и прочее… 10 февраля президент РФ Владимир Путин встретился с ведущими театральными деятелями – Александром Калягиным, Марком Захаровым, Кириллом Лавровым, Юрием Соломиным, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, а также с директором «Эрмитажа» Михаилом Пиотровским… В какой-то мере опасение, что законы будут приниматься без участия самих театральных деятелей и других представителей государственных учреждений культуры, президент опроверг. И все же 4 апреля Союз театральных деятелей России соберется на внеочередной съезд, чтобы обсудить, каких ждать подводных камней. [b]Прокомментировать свое отношение к реформам мы попросили двух авторитетных и влиятельных людей нашего театра. Реформа перезрела[/b] [i]Валерий ФОКИН, художественный руководитель Центра им. Мейерхольда и Александринского театра:[/i] [b]– Валерий Владимирович, какие у вас остались впечатления от встречи с Путиным по поводу театральных реформ?[/b] – Ну, во-первых, это еще не реформа, как ошибочно считают в том числе и многие мои коллеги. Реформа-то давно не просто назрела – она перезрела. Но сейчас речь идет лишь о некоторых документах, которые регулируют финансовые отношения между театром и государством. Цель встречи Путина с деятелями театра состояла в том, чтобы снять напряженность, которая царит в театральном сообществе уже несколько месяцев. Итог этой встречи мне кажется очень конструктивным. По двум ключевым вопросам мы достигли важного соглашения. Во-первых, попечительские советы будут не назначаться, а формироваться из учредителей и представителей театра, и в том случае, если театр остался в государственном подчинении, эти советы будут носить наблюдательный характер. Если же театр пустился в свободное плавание и вышел из-под опеки государства, такой совет будет следить за тем, чтобы театр не перепрофилировался в другое заведение. Решен и второй вопрос, который всех волновал, – о сохранении возможности самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами. Президент согласился с тем, что в ближайшие год-два все останется как есть. Потом начались общие разговоры о том, что все театры надо сохранить, о заслугах репертуарного театра – словом, демагогия. Реформа должна быть, и сейчас речь идет о первом шаге. А в результате умрут те, кто и так умер, – все мы их знаем. [b]– Вы руководите такими принципиально разными театральными структурами, как Александринский театр и Центр имени Мейерхольда. Кто из них в результате предполагаемых преобразований больше выиграет или проиграет?[/b] – Никто не выиграет и не проиграет, если работать и иметь мозги. Центр имени Мейерхольда существует на внебюджетные средства. Александринка должна быть на государственной дотации как национальное достояние. Вот и все. [b]Творчески состоятельным театрам нужно создавать самые комфортные условия[/b] [i]Эдуард БОЯКОВ, учредитель национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»:[/i] [b]– Вы являетесь тем редким человеком в театральном мире, кто говорит о своей поддержке театральной реформы. Вас устраивает то, как она проводится?[/b] – Я не могу ничего сказать о том, как она проводится, – здесь я некомпетентен, не обладаю достаточной информацией. Но совершенно очевидно, что театральная реформа нужна, и причины этого лежат на поверхности. Театр теряет свои позиции, перестает быть важнейшим из искусств, когда ему принадлежали лавры главной кафедры, создателя актуальных смыслов. Сейчас театр плавно кочует или в направлении музея, или в направлении entertainment, развлечения. Совершенно очевидно, что нужно менять ситуацию, и я, поверьте, как человек театра волнуюсь за исход не меньше любого театрального функционера. Театр оказался неспособен адекватно отреагировать на социальные и политические реформы, которые произошли в обществе. Общество наше изменилось, пришел рынок. Изобразительное искусство или, скажем, кино с огромными трудностями, с болью, но все-таки начинают функционировать именно в условиях рынка. Не надо путать это с коммерциализацией. Это может быть некоммерческое, даже антикоммерческое искусство, но вокруг него формируется правовое, экономическое поле. Театры же остаются какими-то редкими островками социализма в нашей жизни. Театры плюс какие-то полудохлые НИИ. А все остальное, включая школы и университеты, давно уже существует в условиях рынка. [b]– Многочисленные противники реформы как раз и говорили о том, что нельзя валить в одну кучу библиотеки, больницы и театры. Нужно учитывать театральную специфику...[/b] – Это вопрос не специфики, а театральной номенклатуры, которая просто боится за свои здания и отстаивает свои материальные интересы. [b]– Как вы объясните, что худруки фактически всех творчески состоятельных театров выступают против театральной реформы?[/b] – Я с худруками театральную реформу не обсуждал. И по-моему, далеко не все против. Потом, есть худруки, а есть реальные лидеры. Мне очень интересно было бы узнать мнения тех, кто сегодня определяет реальное, живое лицо российского театра– Кирилла Серебренникова, Дмитрия Чернякова, Ивана Вырыпаева, Евгения Гришковца, Нины Чусовой, Татьяны Багановой, Антона Адосинского, Михаила Угарова – список можно продолжить. Голоса худруков – лишь часть голосов, которые надо выслушивать при решении этой проблемы. Это все равно что спрашивать спортсмена – скажем, футболиста, – как проводить спортивную политику в стране. Он, разумеется, скажет, что больше денег надо выделять на футбол, и будет по-своему прав. У всех есть свои конкретные интересы. Ну а творчески состоятельным нужно создавать самые комфортные условия, предоставлять им возможности для плодотворной работы. Здесь нужна самая тщательная ревизия. Хотя я совсем не одобряю тайную разработку всех этих законопроектов – разумеется, с театральными деятелями надо было советоваться.

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало