чт 17 октября 03:53
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Маргарита. Терехова. Нежная фурия

Маргарита. Терехова. Нежная фурия

Ее не любят многие. Остальные – боготворят

[b]Есть хороший тест на актерскую значимость: надо закрыть глаза и представить себе, что ролей этого актера не было. Если мир без них не обрушится, значит – слава не совсем настоящая. Без Тереховой мир бы обрушился. Он был бы другим и для тех, для кого она — героиня Тарковского. Он был бы другим для тех, для кого она – рыжая Миледи из фильма Юнгвальд-Хилькевича или Диана из «Собаки на сене». Поэтому поздравьте себя с днем ее рождения.[/b] Она – потомственная актриса. Ее мама, Галина Томашевич, полька, была красавица. Со Свердловским театром во время войны объездила все уральские госпитали. Ради мужа, тоже актера, и маленькой дочери Галина Станиславовна оставила сцену. Чтобы спасти маленькую Риту, которая не приживалась в сибирских морозах, семья переехала в Ташкент. Однако у Тереховых «не сложилось»: родители Маргариты расстались. Рита росла «бойцом», никаких тургеневских мотивов. Была высокая и сильная – капитан юношеской сборной Узбекистана по баскетболу. Словом, спортсменка и отличница: с золотой медалью окончила школу, поступила в университет. И — бросила все, тайком уехала в Москву. Во ВГИК поступать. Там ей сказали: «не подходите по внешним и внутренним данным». Но тут «случился мимо» Юрий Завадский, который набирал свой последний курс в студию при Театре Моссовета. Ее первой ролью в театре стала Клеопатра: «Играй пока, но учти, что у нас тут Клеопатр — немерено», — сказали ей. После премьеры Завадский подошел к ней: «Ты в пьесе очень мила». Это была очень серьезная похвала. С того самого 64-го года она существует в «Моссовете». [b]Она осталась одна[/b] Юная Терехова, у которой, как водится, не было своего дома, ютилась по «углам», всегда оставаясь при этом аристократической красавицей. Ее называли рассеянной и взбалмошной. Говорили, что у нее романы с самыми именитыми людьми страны советов – чуть ли не с космонавтами. «До меня сплетни никогда не доходили». Ей было не до сплетен: она растила детей и работала. Детей у нее двое – Анна и Александр. Анна, которая сейчас тоже актриса, — дочь именитого болгарского актера-красавца Саввы Хашимова. Терехова познакомилась с ним на съемках «Бегущей по волнам» в 1967-м, после фильма они расписались (это был ее второй брак – после недолгого союза с однокурсником Вячеславом Бутенко). Уехали жить в Болгарию, но скоро стало понятно: актриса Маргарита Терехова должна жить в России. Хашимов поехал за ней в Москву, но «приспособиться к здешней жизни оказалось не по силам западному человеку», — говорит Анна о расставании своих родителей. А из-за маленького Сашеньки Тереховой когда-то пришлось уйти из «Моссовета»: после рождения сына она продолжала работать (кормила его в антракте и бежала на сцену – малыш оставался на попечении коллег или обожавших ее поклонниц), но однажды не смогла поехать на гастроли вместо заболевшей актрисы. Ее обвинили в «подмене общественных интересов личными». Она осталась одна. Организовала театр «Балаганчик», в котором, кстати, работал и Игорь Тальков. Однако «Моссовет» есть «Моссовет». Она вернулась. Не так давно опять прокатилась волна: Терехова хочет подать заявление об уходе! [b]Шайтан в юбке[/b] Она умеет выбирать. Не прощает фальши. Не участвует в «стыдных» проектах. Она умеет ставить на место: «Я поражаюсь дикому самомнению людей, которые думают, что они все могут». «Привередлива»? Ее как-то назвали «антидушечкой»: она никогда ни от кого не зависела. Она не любит интервью о прошлых боевых заслугах. Не предается воспоминаниям. Зато резка в оценках: «Когда мы стояли в 1991 году под Белым домом, мы все надеялись, что эта опостылевшая власть закончилась. Но теперь-то мы видим, что она вовсе не закончилась. Люди-то все те же ходят в начальниках, даже хуже. И это вызывает страх. Эта жизнь, при которой люди унижены и обобраны, слишком затянулась». Ее не любят многие. Говорят, что – «роковая женщина». Да и не женщина совсем, а «шайтан в юбке». Что умеет обидеть. Что с ней трудно. Между тем мало кто знает, что она прекрасная хозяйка. Что она была главной и едва ли не единственной поддержкой своей дочери, когда та родила сына (Анна училась на первом курсе ГИТИСа; ее брак с актером Николаем Добрыниным распался). Что на дочь никогда не давила, просто «ее авторитет не дает мне расслабиться», — говорит Анна. [b]Тарковский сказал бы так[/b] Андрей Тарковский так и остался ее главным режиссером, хотя ее первые пробы у него (на «Солярис») прошли неудачно. «Мы все очень волновались на пробах, но уже на площадке я, например, чувствовала себя очень раскованно, даже вольготно. Если начинаешь нервничать, Андрей чуть дотронется рукой — сразу успокаиваешься». Счастлива была однажды услышать, как Андрей Арсеньевич сказал, прищурившись: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок, а то фильма бы не было». Роман Виктюк (который специально для Тереховой создал телеспектакль «Манон Леско») говорит, что «актрисам категорически свойственно ведьминское начало. Фамилии? Пожалуйста. Терехова. Я уверен, что она это осознает. Тот вихрь, который из нее вырывается, он не всегда положительный. Меня пригласили председателем жюри на «Киношок», я Риту за собой потащил. Было какое-то обсуждение, и она говорит: «А Андрей Тарковский сказал бы так...» Я удивился: «Рита, почему ты убеждена, что Андрей Тарковский через тебя проговаривается?» Для нее даже вопроса такого не возникало. Потребность высказать то, что, как она чувствует, получено от Андрея, в ней величайшая. Может быть, она поверила, что именно Андрей ее мужской двойник. А, может, так и есть на самом деле». Один из самых знаменитых ее партнеров — Михаил Боярский, которому мы позвонили в Питер. [b]Михаил БОЯРСКИЙ:[/b] — Маргарита Терехова – это женщина, в которую я был влюблен, влюблен сейчас и буду всегда любить – в самом высоком смысле этого слова. Да, она трудный человек: она непредсказуема. Она — фурия! И вместе с тем она – трогательная, ранимая, нежная. И я, как мог, пытался уберечь ее от всяких неприятностей и трудностей, которые на съемочной площадке часто случаются. Несмотря на то, что я живу в другом городе и мы не слишком часто общаемся, я все время думаю о ней. Ведь это по сути от нее зависела в какой-то момент моя актерская судьба: в «Собаке на сене» я снимался потому, что Маргарита Терехова настояла! Дело в том, что Ян Борисович Фрид, через два-три дня после начала съемок решил снять меня с роли за…профнепригодность! И только благодаря вмешательству Тереховой я остался на площадке. И помоему, моя к ней любовь и признательность – они очень видны на экране. Да, она была зла – не только по сценарию, но и «по жизни» (а может быть, она так входила в роль), она была колючей и резкой, и никого к себе «не подпускала» — ни меня, ни режиссера. Она врывалась на съемочную площадку — стройная, с развевающимися волосами. Как шекспировская Катарина. И я все время бежал за ней, приноравливаясь к ее летящей походке. Да, она сложная – но к ней важно просто найти подход, и мне казалось, что я нашел его. Я ее бесконечно смешил, и она так хохотала, что у нее (как ей, впрочем, только казалось) что-то там портилось в гриме. «Боярский опять мне мешает гримироваться!», — с этой фразой она все время гоняла меня с площадки. И я думаю, что фильм получился именно благодаря тому, что она – это она. В ней удивительно то, что она свободна и независима – везде и всегда. Она дикая, абсолютно не домашняя — и в работе, и в жизни. В ней есть необузданность, страсть, энергетика. Думаю, что все-все-все, кто с ней снимался тогда в «Собаке на сене» и «Мушкетерах» — и «слуги», и «дворяне», – мы все ее поздравляем и преклоняем перед ней колени. [b]Досье «ВМ»[/b] [i]Маргарита Борисовна Терехова родилась 25 августа в городе Туринске (Свердловская область). Первая роль в кино – «Здравствуй, это я» (1965). Снималась в фильмах «Белорусский вокзал», «Монолог», «Зеркало», «Дневной поезд», «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Только для сумасшедших» (всего больше 30 фильмов). Играла в «Гамлете», который поставил в Ленкоме Андрей Тарковский. В театре Моссовета сыграла в «Петербургских сновидениях», «Глазами клоуна», «Царской охоте» и др. В 1994 году поставила спектакль «Когда пройдет пять лет…» по произведениям Гарсиа Лорки. Заслуженная актриса РСФСР (1976).[/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше