чт 17 октября 09:20
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Фантомы Фандорина

Фантомы Фандорина

«Турецкий гамбит»: компьютерное мочилово, или мультфильм для взрослых?

[b]Первый канал верен себе. После «Ночного дозора», срубившего немыслимую для родных пенатов кассу, в ход идет тяжелая патриотическая артиллерия. Акунинскую сагу поставил Джаник Файзиев (режиссер «Старых песен о главном», «Остановки по требованию»), которому больше всего нравится в книгах Акунина о благородном сыщике Фандорине «масштабность отрицательных героев». Что, заметим, как нельзя лучше сочетается с идеологией блокбастера, которую исповедует первая кнопка (с помощью михалковской студии ТРИТЭ). Забегая вперед, скажем, что уже на подходе и «Статский советник» с «нашим все» – Олегом Меньшиковым и Никитой Михалковым. Надо же что-то предлагать на «Оскара» и кому-то давать «Золотых орлов».[/b] Конечно, юноша Фандорин (на сей раз – мужественный и мягкий одновременно Егор Бероев) – это вам не Александр из одноименного фильма, а Плевна – отнюдь не Вавилон. Но сама мысль заново перелистать забытые страницы русской истории (кто из нас вообще помнит, когда и за что была турецкая война 1877 года?), на первый взгляд, симпатична. Пора начать гордиться своей историей – ведь до Царьграда дошли, елки зеленые! Словом, самодержавие, народность и... армия. А еще заметим (важно!) секретные службы, представители которых (наши, разумеется) на редкость хороши и благородны. Как, например, шеф жандармского корпуса Лаврентий Аркадьевич Мизинов (Владимир Ильин, как ни странно, ни разу не опрокинувший в кадре стопочку)... Сама фабула, если вы помните, достаточно запутана. Болгария, 1877 год, война. Титулярный советник Эраст Петрович Фандорин занят выслеживанием злодея-турка Анвара Эфенди, которого никто в лицо не знает, но известно, что он носит темные очки и злодейски путает карты русского командования, подставляя наших солдатиков под ураганный огонь. Также не без его участия направо-налево летят коварно отрубленные головы и всякие другие члены достойных русских патриотов (болгар, кстати, что-то в этой самой Болгарии и не видно), кровь живописно фонтанирует, всякие острые предметы носятся в воздухе, что теннисный мячик, а сам Эфенди меланхолично подстреливает врагов из ружья с оптическим(!) прицелом. Авторы уверяют, что выпущено оно было именно в год Русско-турецкой войны... Кстати, еще одна загадка для эрудитов – локомобиль, которым управляет Митя Гриднев (Марат Башаров). Но не будем сомневаться. Важно другое – правда сказки. Вот у Акунина в романе она есть. И манифестируют ее неспешно в интеллигентном авторском тексте разные документы – от писем до газетных заметок. В фильме же ритм другой – не позапрошлого, а сегодняшнего, ХХI века. Бешеный. Стремительный. Агрессивный. Он-то и диктует свою волю авторам – и получается энергичный парад клиповой стилистики и компьютерных технологий. И вот уже Фандорин (кстати, его медлительность и задумчивость – одна из самых человечных черт персонажа, контрастирующая с общей картиной «бури и натиска») вспоминает ключевую сцену, как эпизод одной из «аркадных» игр. И не раз живые солдаты превратятся в оловянных солдатиков, а старинная карта по воле компьютерщиков вдруг выстрелит ухающей звездной спиралью-дырой – заметим, прием уже заезженный до предела... И Варя Суворова (Ольга Красько) здесь отнюдь не кисейная барышня. Она вся на нервах, в действии, в ожидании любви, которая так и не наступает. Ведь не принимать же всерьез ее жениха Петю Яблокова (Александр Олешко). Это скорее символ... Словом, девушка в конкретном энергичном поиске. И Красько это прекрасно передает – одна из явных актерских удач. Кстати, чистое лицо Вари – пожалуй, исключение из гирлянды медийных лиц, которые проходят перед нами чередой. Так и хочется воскликнуть: мы с вами где-то встречались! Кажется, первый канал задействовал все свои звездные ресурсы... От Куценко, Певцова, Лыкова, Балуева, Гуськова, Башарова – до Даниэля Ольбрыхского. Но когда в шатре среди офицеров появляется Валдис Пельш – в зале, пардон, начинают откровенно ржать. Наверное, все-таки перебор, Константин Львович. Собственно, в этом нет ничего страшного. Хотели же, как лучше... Но вот когда зрители смеются, увидев привязанную к седлу отрубленную турками человеческую голову... Сомневаюсь, впрочем, чтобы на это рассчитывали авторы. Режиссер, кстати, затрудняясь определить жанр своего творения, шутя, называет картину – «мультфильм для взрослых». А что? Картинка красивая, яркая, анилиновая, страх и смех в одном флаконе, игра на разных уровнях в догонялки. Весь этот штампованный набор густо полит кетчуповой кровью, посыпан невинным флиртом и прокручен через патриотическую мясорубку. Кушать подано. А если кого-то стошнит – так это к вашей собственной физиологии.

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше