Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Суфлер – профессия штучная

Развлечения
Суфлер – профессия штучная

В дореволюционные времена без суфлера не обходился ни один театр. Суфлерская будка была такой же неотъемлемой частью сцены, как декорации и занавес. Сейчас в Москве должность суфлера официально осталась всего в трех театрах – Малом, Большом и МХАТе им. Чехова. Этой профессии не обучают в театральных вузах, профессиональных суфлеров можно сосчитать по пальцам. На интервью они соглашаются неохотно: привыкли быть «за кадром».Наша собеседница — [b]Ирина ВАРЛАМОВА[/b], один из ведущих суфлеров Малого театра.[b]— Ирина, профессия суфлера почти исчезла. У театров не хватает средств оплачивать работу еще одного сотрудника или актеры стали более уверены в себе?[/b]— Раньше актеры работали по-другому. Несколько репетиций – и спектакль шел на сцену. Текст не выучивали, работали «под суфлера». А сейчас репетиционный период большой, актер выучивает весь текст. Основная работа суфлера – не на спектакле: там надо только поддержать в актере уверенность и спокойствие. Главная работа – на репетициях. С самого первого дня репетиций нужно следить, чтобы авторский текст сохранялся в точности. Если монолог изначально выучен неправильно, потом подсказывать бесполезно.[b]— Суфлер должен помнить весь текст?[/b]— Нет, конечно, текст всегда лежит передо мной, хотя за время репетиций к выходу спектакля обычно запоминаешь все роли практически наизусть. И потом, непрерывно в текст смотреть невозможно, надо внимательно следить за актером. Иногда уже по спине видно, что он что-то забыл, — даже если никакой паузы нет.Меня часто спрашивают: «Как ты догадалась, что я забыл?! Я ведь только подходил к этому месту и как раз судорожно вспоминал, что там дальше, а ты будто мысли мои прочитала!» Бывает, правда, и наоборот: «Что ты мне подсказываешь! Ты же видишь, я набираю эмоции!» — хотя на самом деле...Сначала я обижалась, даже до слез доходило, потом привыкла, спокойно извиняюсь. Суфлер должен быть хорошим психологом, тут мне помогает «багаж», набранный в педагогическом институте.[b]— Как учат на суфлеров?[/b]— Сейчас не учат, да и раньше, я думаю, не учили. В царские времена суфлерами становились сами же театральные работники. Если актеру было пора на пенсию, но уходить из театра он не хотел, или если с актером что-то случалось и он становился калекой – тогда шли в суфлеры. Часто суфлерами становились разорившиеся антрепренеры. Помните, в «Талантах и поклонниках» у Островского: герой продал свой театр и пошел «на театр служить суфлером»? [b]— Суфлеры должны говорить каким-то специальным свистящим шепотом? И вообще, какие еще нужны навыки?[/b]— Разумеется, нужна очень хорошая дикция. Иногда актер все понимает даже при помощи артикуляции. Желательны вокальные данные. Нужно уметь подавать реплику в нужную сторону. Насчет свистящего шепота – это расхожее заблуждение. Многие актеры как раз шепот не воспринимают. Одним нужно подавать реплику «остренько», направленным голосом, другим можно показать жестом. А вот понять, для кого что лучше, можно только с опытом.Вот передо мной стоят актриса и актер, ведут диалог. Актриса забывает фразу, я ей подсказываю. А ее партнер ничего не слышит. В антракте они обмениваются впечатлениями, она говорит ему, какое место забыла, он удивляется: «Я же рядом стоял и не слышал никаких подсказок!» Но ведь я и подсказывала ей, а не ему. Слова «вкладываются» прямо в ушко тому, кому они адресуются, иначе будет путаница. В старину были очень удобные будочки. Лицо суфлера находилось на уровне сцены, раковинка служила рупором, а в зале ничего слышно не было. Сейчас у нас в театре просто отверстие в передней части сцены, люк, я сижу – в целом очень уютно. На гастролях, правда, бывает, что не только будки нет, но и сесть негде. Два часа приходится стоять в кулисе. А однажды мне пришлось сидеть прямо на сцене. Играли «Вишневый сад», вводилась новая актриса, ее нужно было постоянно поддерживать, а декорации были так построены, что нигде она рядом со мной не оказывалась. Поставили деревце, меня закутали в сеточку, и я сидела прямо за деревцем. Из зала никто ничего не заметил.[b]— Когда я сказала в редакции, что иду на интервью с суфлером, кто-то пошутил: «Спроси, в балете бывают суфлеры?»[/b]—Бывают, а как же! Когда я училась в Гнесинском училище и шли экзамены по танцу, преподаватель говорил по-французски студентам, какие упражнения делать, а они должны были выполнить соответствующие движения. И мы друг другу подсказывали – вот так: пам, пам, пам-пам-пам (соединяет запястья, положив одну руку на другую, «танцует» кистями рук). Так же и на спектаклях. Со стороны общение между актером и суфлером похоже на птичий язык, который понимают только они двое.[b]— Когда приходят новые суфлеры, им устраивают проверки, экзамены?[/b]— Сначала новички смотрят все спектакли, потом приходят на репетиции. Сначала следят за работой профессионального суфлера. Потом пытаются работать на спектакле, но профессионал еще сидит рядом, продолжает страховать. И только после этого постепенно начинают работать самостоятельно. Вокальные данные никто не проверяет, главное — чтобы актер понимал, что ему хотят «напеть».[b]— Каково место суфлера в театральной «иерархии»?[/b]— Отношение к нашей профессии всегда было, как к самой «низкой»: помните, как у Островского — «он здоровался за руку со всеми, начиная актерами и кончая суфлерами». Я вынуждена даже от знакомых скрывать, кем я работаю. А то смеются: «Пришел, пролистал странички – и вся работа». Но вообще это очень интересная профессия и требует колоссального внимания. Даже когда спектакль идет давно и кажется, уже все всё запомнили. У актеров сейчас бешеная нагрузка.Один актер, которого называют «золотым голосом России» и который озвучивает на телевидении многие фильмы, у нас за неделю вошел в три главные роли. Причем выучил текст абсолютно (кстати, так часто бывает: чем человек больше занят, тем лучше он успевает учить текст). Актеры сейчас вынуждены где-то подрабатывать. Бывает, текст выучен до автоматизма, но – на миг вспыхнула какая-то посторонняя мысль – и все, он уже не помнит, что сказал, а что еще нет. Спектакль – это живой организм, он каждый раз по-разному дышит. У спектакля, как у человека, может «заболеть голова». И цепные реакции бывают: один актер себя плохо чувствует, за ним и другим становится нехорошо, и весь спектакль начинает на глазах разваливаться. Поэтому суфлер не может «уплыть» в себя ни на секунду.[b]— Много сейчас желающих стать суфлерами?[/b]— Да никого! А кто пойдет работать за такую зарплату с утра до вечера с одним выходным днем, да и то понедельником? Актеров у нас в театре много, спектаклей тоже, а суфлеров всего четыре – на сам театр плюс филиал, и суфлер должен присутствовать на всех репетициях и спектаклях. В 11.00 репетиция, потом маленький перерыв, а в полседьмого приходишь на спектакль и только в начале 12го приезжаешь домой. Утром, правда, до десяти я сплю, но в 10.50 уже в театре. Иногда так устанешь, что забудешь, где день, где ночь. Однажды я задремала в метро и проснулась от того, что поезд стоит посреди туннеля. Открываю глаза, смотрю на часы: 10.30. «Интересно, — думаю, — утра или вечера?» Поворачиваюсь к соседке: «Простите, сейчас утро или вечер?» Она так меня оглядела, с ужасом: вроде женщина не пьяная, интеллигентная, одета нормально… [b]— Про суфлеров всегда ходило много анекдотов. Суфлеры действительно часто подшучивают над актерами, подсказывая им не то или не вовремя?[/b]— Это недопустимо. Конечно, можно отомстить актеру: выкручивайся сам! Но кому от этого хуже? Зритель ведь пришел на этот спектакль один раз.И не нажмешь на кнопочку, не перемотаешь назад – для него это все – один раз! И главное для него – актер. После спектакля можно делать все что угодно — и разыгрывать, и рожи строить, — но во время спектакля нужно сделать все, чтобы актеру было комфортно.[i][b]Из анекдотов о суфлерах[/b][/i][i][b]Тина Гавриловна Сундукян [/b]– худенькая женщина с копной седых волос, дочь великого основателя армянского театра Габриэла Сундукяна, — суфлировала только Александре Яблочкиной.Однажды в День Советской армии Яблочкина обратилась к залу со словами:«Дорогие мои женщины — матери, сестры, дочери! В этот знаменательный день хочу вам сказать…» — и вдруг, подняв глаза, увидела мужественные лица представителей всех родов войск, парадные мундиры, иконостас орденов и, сообразив, что приветствие не по адресу, воскликнула: «Ох, эта Тинка, опять не ту речь подсунула!» Суфлер [b]Иосиф Иванович Дарьяльский [/b]стал для Малого театра живой легендой, а его будку, с легкой руки Никиты Владимировича Подгорного, стали называть Дарьяльским ущельем. Вера Пашенная говорила, что никогда не волнуется, когда в будке Иосиф Иванович, но однажды чуть не ушла со сцены от приступа смеха, когда увидела, что ее любимый суфлер спокойно бреется прямо в будке, держа в руках чашечку с мыльной пеной.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.