Маша и ее папаша
[b]Если «под вас» пишут сценарий – жизнь удалась. Во всяком случае, в кино. Тем более если вам нет даже двадцати пяти... Похоже, Мария Шалаева, сыгравшая главную героиню в новом фильме Сергея Ткачева «Маша», вытащила свой счастливый лотерейный билет.[/b]Мы запомнили Шалаеву по развязной «Первокурснице» Валерия Пендраковского – это был дебют в кино студентки ВГИКа, который она затем благополучно бросила. Нахальная, самоуверенная пигалица, хулиганка – первое впечатление.Девушка-«энерджайзер» – второе... Это лицо не так просто забыть – третье... Затем было несколько проходных фильмов – вроде «Завтра день рождения», «Марш-бросок», «Бумер», «Повелитель эфира», «Честь имею», где Маша Шалаева больше функционировала, чем играла... В жизни же она легка на подъем – работала официанткой в одном из московских клубов, путешествовала по Франции, изучала там французский, теперь вот хочет в Бразилию…Кстати, о Франции… Именно в самолете, летящем из Москвы в Париж, на соседнем кресле оказался Сергей Ткачев, режиссер, сценарист, актер, продюсер. Его первые работы, снятые в сотрудничестве с французскими каналами ARTE и CANAL+, – фильмы «КОЛЯ+ТОНЯ+ИРА», «Охотник и тигр», «Директория смерти» (РТР), «Щит Минервы».Ткачев сразу же понял, что именно эта наглая и в то же время инфантильная на вид девушка станет героиней его нового фильма. Он сделал ставку на Шалаеву – и, похоже, не ошибся....Девушка-тинейджер летит вприпрыжку по Парижу... Легкий рюкзачок, джинсики... Вот она звонит в дверь одного не самого респектабельного дома.Ей открывает заспанный мужчина в шапочке... «Вам кого?» – «Здравствуйте, вы мой папа...» Хмурый русский парижанин Дима (Дмитрий Шевченко), по-старомодному застенчивый, зарабатывающий переводами эротических романов, обожающий кататься по ночному Парижу и боящийся спать в темноте, вынужден предоставить 14-летней малышке кров в его крохотной съемной квартире, где парижским шиком и не пахнет.Незваная дочь, которую он видел последний раз в пеленках, будет надевать отцовский халат, пытаться уснуть в папиной постели, кадриться с арабами на Елисейских Полях, ночевать на втором ярусе качелей-каруселей, выбрасывать отцовские презервативы, заподозри вего в измене стабильной подружке, и терзать папу наивным вопросом: «А что ты будешь делать, если я забеременею?» Все это – не со зла, но токмо по причине желания завоевать душу и сердце вновь приобретенного отца, а также от ревности к его нынешней пассии Наташе (Наталия Ткачева), эмигрантке в третьем поколении.Впрочем, именно общение с Наташей способствует тому, что в конечном счете отец и дочь поймут друг друга.Мои опасения, что сюжет скатится в пошлость и «клубничку» (есть несколько рискованных диалогов и сцен), не подтвердились. Режиссер удержался в рамках хорошего вкуса, лишь наметив набоковскую тему – тактично и искренне... Ткачев умело уходит от штампов – Маша совсем не Лолита, а Дима – вовсе не Гумберт-Гумберт, хотя репродукции странные дома держит – мужской обнаженной натуры.На что Маша тут же реагирует: «Ты гомик?» Зачем? У Димы есть Наташа, которая, кстати, трудится ведьмой – то есть гадалкой-астрологом. Кстати, сыграла ее жена режиссера очень неплохо. За молчаливой, полной достоинства фигурой из ранних фильмов Кар-Вая – судьба, характер, личность...Шалаева же в роли Маши – сверхорганична, сверхъестественна, как маленький зверек.Современная городская девчонка, ироничная умница и ранимый ребенок, имеющая на все свой взгляд. «Париж – это маленький город, где много людей, где никто не работает, а все сидят в кафе целыми днями и едят, а по выходным ходят в Лувр смотреть на голых мужчин и женщин…» – зачитывает Маша очередное письмо маме. Но почему-то не бросает послания в почтовый ящик, а складывает их в коробку из-под печенья…Фильм снят почти по «Догме» – прыгающей 35-миллиметровой камерой с плеча, в скромном интерьере одной квартиры, с тщательно задернутыми шторами, за которыми явно не Париж, без всяких павильонов, в клиповом ритме съемки...Забавно, к примеру, что в разных кадрах у Дмитрия Шевченко родинка то на правой, то на левой стороне шеи... Но эта преступная халатность и малобюджетье, как ни странно, особо не раздражают – события семейной хроники нижутся на шампур Машиных писем почти с железной логикой...Кульминация – эпизод дня рождения «папы Димы», сентиментальный пикник на парижской обочине, то есть в парке.На чужой взгляд – счастливая семья. Увы... Хеппи-энд отменяется: вся Машина история оказывается враньем. Папа Дима наконец дозванивается до Москвы, и бывшая жена предлагает ему переговорить с дочкой, которая рядом и которая ни в какой Париж не уезжала...Кто же тогда Маша? Авантюристка? Аферистка? Но надо видеть лицо Димы–Шевченко, когда он узнает об этом. Гамма чувств – от изумления до странной радости. Потому как к «дочке», которая младше его на тридцать лет, он явно начал испытывать отнюдь не отцовские чувства. И мы вздохнем с облегчением: инцест, слава те господи, отменяется.Она же – просто несчастная девочка из детдома, которая присвоила себе чужого папу. Чужая открытка, цирк-шапито, переезд через границу в вагоне с пони, Страсбург, Париж – ей не откажешь в находчивости... А также в хладнокровии.Узнав, что ее хитрость раскрыта, девица особо не опечалится. Выбросит в урну мобилу, подаренную «папой», и вернется домой... Окончит школу в своем детдоме, подстрижется под мальчика и будет тосковать на положенной ей жилплощади. Пока в один прекрасный день не увидит у подъезда Диму с чемоданом и коробкой изпод печенья...Далее – простор вашей фантазии. Авторы тактично умолкают... Хороша Маша, да не ваша... А чья? У Ткачева нет готовых ответов. У него получилась не пошлая сериальная мелодрама, а ироничная трагикомедия, которой так не хватает в нашем половодье стрелялок-пугалок.Изящная, душевная и точная зарисовка о тотальном одиночестве подростка в этом разноцветном, привлекательном, но жестоком, по сути урбанизированном мире. О родстве не по крови. А по духу. О дефиците тепла, доброты, чуткости и взаимопонимания... Словом, семьи... Только настоящей...