Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Гнесинка выбралась из кризиса и теперь ищет духовиков

Развлечения
15 февраля легендарной Гнесинке — одному из самых авторитетных музыкальных учреждений, без которого невозможно представить облик Москвы, — исполняется 120 лет. Но круглая дата не просто день рождения. В этот день во всем мире отмечают юбилей уникальной системы музыкального образования, заложенной пятью сестрами Гнесиными, до сих пор считающейся непревзойденной. Об этом — в рубрике «Альма-матер».

Незадолго перед торжествами «Вечерка» встретилась с ректором РАМ им. Гнесиных Галиной Маяровской, за семь лет руководства которой Гнесинка претерпела не меньше изменений, чем за всю свою историю. 

Принято считать, что вуз — это важнее, чем колледж. Но в системе учебных заведений, объединенных именем сестер Гнесиных, все наоборот. Именно колледж, больше известный как Гнесинка, — самое важное здесь учреждение. Ведь все началось (а впоследствии и разрослось) именно с него. Некоторое время назад пресса озвучивала сомнения в том, доживет ли юбиляр до юбилея. Процесс слияния колледжа с академией наделал немало шума. Замаячило страшное слово «ликвидация». «Педагогов выгонят, здание отнимут, все закроют, студентов — разгонят», — ванговали журналисты.

— Как видите, колледж не закрыли, здание не отняли, ни одного педагога не уволили. И колледж жив, — говорит ректор РАМ им. Гнесиных Галина Маяровская.

(В этом месте в кабинете бьют огромные, с человеческий рост, антикварные часы, оставшиеся со времен первого директора — Елены Гнесиной, и еще ни разу не остановившиеся...)

- Не так страшно слияние, как его малевали?

- Слава богу. Более того, недавно члены профсоюза, те, кто больше всего протестовали против слияния - пришли и сказали спасибо. Все осталось на своих местах, а зарплаты - выросли. Раньше зарплата у педагогов была четыре тысячи рублей, а сейчас - поднялась до сорока-пятидесяти тысяч. Но шум был понятен: Гнесинка – учреждение мирового уровня и все, что здесь происходит – мгновенно оказывается у всех на устах.

- Вот, кстати, меня всегда интересовало, почему среди основателей частных школ только сестры Гнесины так известны. Ну были же и другие школы…

- Школы, конечно, существовали, но вот определенной программы обучения - не было. Елена Гнесина – одна из первых задумалась о том, что делать, чтобы ученик не просто играл, а развивался и двигался вперед. И для этого она считала важным два компонента. С одной стороны - выстроенную систему преподавания, а с другой – один педагог, который взращивает музыканта.

- То есть, принцип Гнесиной еще и в том, чтобы один педагог воспитывал музыканта на всех этапах?

- Ну да. У нас даже из-за этого вышел казус, когда мы проходили Международную аккредитацию. Приехали специалисты, и стали расспрашивать студентов: что нравится, что не нравится и в том числе - хотели бы они учиться по обмену за рубежом. А студенты им ответили, нет, не хотим. Мы сюда приехали заниматься к такому-то преподавателю… Это комиссии не очень понравилось, ведь один из принципов болонского процесса - мобильность.

- Некоторое время назад пианистка Элисо Вирсаладзе высказалась в том смысле, что сегодня не то что «скрипач не нужен», а вообще обучение музыке перестало быть целесообразным. Вот китайскому учить - это понятно. А музыке - нет.

- Вот по поводу китайцев – я вам так отвечу: сегодня в Азии очень востребовано музыкальное образование. Китайцы изо всех сил просят открыть филиал Гнесинки в Харбине…

- Откроете?

- Нет, не откроем. Пусть сами приезжают и учатся. У нас, вообще-то, довольно много студентов с Востока. Если следили за проектом «Большая опера», там наш студент из Монголии Бадрал Чулуунбаатар выиграл. И, кстати, у нас впервые в этом году пятнадцать ребят из Северной Кореи поступили. Учатся, причем, очень хорошо.

- Успехи северокорейских музыкантов почему-то не очень удивляют... Так значит, абитуриентов вам хватает?

Конечно, на нас сказался кризис музыкального образования. И я всегда говорю, что школы музыкальные необходимо спасать и поднимать престиж, как в 70-80-е. Но все равно конкурс в Гнесинку - приличный. На некоторые специальности - двадцать человек на место.

- Попробую угадать, куда. На эстрадный вокал...

Безусловно, стать эстрадными певцами все хотят. Но у нас у пианистов традиционно большой конкурс и у дирижеров-хоровиков, представьте, 14 человек на место.

- Не представляю. А где же все эти хоры?

- Знаете, дирижер - необязательно связан с хором. Это профессия лидера. Из дирижеров вырастают очень хорошие руководители, причем, самых разных структур.

- Вот и вы тоже дирижер. Вам профессия помогает управлять?

- Думаю, да. Вы поймите, стоять у руля Гнесинки – дело непростое. Здесь люди по многу лет проработали, с детства занимались, были знакомы с первым директором - Еленой Фабиановной... А я – здесь не училась и не воспитывалась, пришла, можно сказать, со стороны. Не гнесинка, одним словом. Ну и, понятно, что многим было обидно, многие говорили: как же так. Та что я, когда пришла - целый год посвятила тому, чтобы поговорить с каждым из шестисот наших преподавателей. Шли ветераны - гнесинцы, они из сумок вытаскивали награды, пожелтевшие благодарности, рассказывали о своих обидах, о несправедливостях. Нужно было каждого принять, понять и это было непросто. Гнесинку к тому же раздирали скандалы, с которыми и мужчина - бывший директор - не мог справиться.

- Имеете в виду выселение общежития на Полежаевской?

Это же была история на всю страну. Девятьсот человек студентов - выгоняли на улицу. Помню, когда я туда пришла - ужаснулась. Только представьте: паркет содран, по потолку - шапки зеленой плесени. Мусоропровод - не закрывается, унитазы, ручки, рамы - все сломано - и еще - тараканы кругом.

- А сейчас что?

- Приводим в божеский вид двенадцатый этаж. Спасибо Минкульту – выделили денег. Спасибо коллегам – вошли в положение, поняли, что нам за короткое время нужно огромную работу проделать. Теперь, я считаю, общежитие не бомжатник, как было раньше, а нормальная трехзведочная гостиница, в которой можно жить. И никого мы не выселяли, кстати, при студентах и делали ремонт. Правда, теперь есть другие проблемы. Студенты, которые привыкли к прежним условиям - с трудом привыкают жить по-новому. До сих пор приходится говорить: ну не ставьте мусор около мусоропровода. Мусоропровод уже чистый, новый, его поменяли, бросайте туда... Но это уже мелочи... Но, кстати, все эти все трудности позволили мне почувствовать себя настоящей гнесинкой...

- Это как?

После всего, что было, ко мне подошли ветераны и сказали: Галина Васильевна, наверное, это судьба. Академией должна управлять женщина. Помню, я растрогалась до слез…

- Галина Васильевна, в конце интервью принято спрашивать о планах на будущее.

Во-первых, нам нужно развивать направления, которые мы открыли в последнее время: это музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Нам нужно больше музыкальных журналистов и педагогов. Пока прием недостаточный и ребята идут случайные. Не хватает баянистов, домристов, духовиков...

- Недостаток духовиков как-то можно связать с духовным кризисом?

Не с духовным, а с жилищным. Нужно приглашать талантливых ребят из регионов, увеличивать конкурс. А если так - их надо куда-то селить. А общежитие и так перегружено. В комнате по четыре человека живут...

- А есть возможность решить проблему?

У нас есть земля, которую мы отвоевали еще в 2008 году. Там находились гаражи, шиномонтажные мастерские - все что угодно. И сколько усилий стоило их выселить – лучше вам не рассказывать. Теперь у нас есть 0, 6 гектара, на которых можно построить еще одно здание...

Новое общежитие решит и другую проблему: мы сможем, наконец, расширить музыкальную школу. Сейчас принимаем ребят только из Москвы, а нужно - со всей страны, как это было раньше, при Елене Фабиановне.

 

СПРАВКА

Галина Маяровская окончила Азербайджанскую государственную консерваторию по специальности «Хоровое дирижирование». С 2004 по 2008 г. — в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии в должности заместителя начальника Управления культурного наследия, художественного образования и науки. В марте 2008 г. была избрана на должность ректора РАМ им. Гнесиных. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук.

ПРИМЕТЫ МУЗЫКАНТА

• Не ронять ноты на сцене, а если так случилось — сесть на них

• Не мыть голову перед концертом

• Не вставать спиной к роялю

Гнесинка выбралась из кризиса и теперь ищет духовиков Фото: «Вечерняя Москва»

• Не заправлять кровать накануне выступления

• Не входить с открытым зонтиком в зал

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ УЧИЛИЩА

1. Арам Хачатурян

Этот странный абитуриент поступил в Гнесинку благодаря протекции самой Елены Фабиановны Гнесиной. У 19-летнего Хачатуряня не было абсолютно никакой музыкальной подготовки и представление о нотах он имел весьма смутное. Кто бы мог подумать, что уже через пару лет о Хачатуряне (кстати, занимавшемся под руководством Михаила Гнесина, брата Елены Фабиановны) заговорят как о гениальном композиторе.

2. Микаэл Таривердиев

Выпускник 1957 года и автор музыки к «17 мгновениям весны» и еще 132 фильмам был одним из первых выпускников Арама Хачатуряна.

3. Вера Павлова

Выпускники Гнесинки становятся не только музыкантами, но и поэтами. Пример тому — популярная поэтесса Вера Павлова, окончившая Академию музыки по специальности «История музыки». Свой диплом Вера посвятила Шостаковичу.

4. Петр Дранга

Выпускник 2002 года, аккордеонист-виртуоз Петр Дранга пошел по стопам своего отца, народного артиста России Юрия Петровича Дранги, профессора академии Гнесиных.

5. Филипп Киркоров

Поступая на отделение музыкальной эстрады, Киркоров ставил цель попасть к педагогу своего кумира, популярного певца Сергея Захарова. Гнесинку Киркоров окончил в 1988 году с красным дипломом.

6. Дима Билан

Победитель Евровидения — дипломированный специалист Гнесинки. Музыкальную школу Дима окончил по классу аккордеона, а поступил в Гнесинское училище, которое с успехом окончил в 2004 году по специальности «классический вокальный исполнитель». Время учебы в Гнесинке Дима Билан вспоминает с большим удовольствием и старается поддерживать связь с друзьями тех времен.

КОНЦЕРТ

К юбилею Российская академия музыки имени Гнесиных подготовила целую серию бесплатных праздничных мероприятий, которые пройдут на Поварской, 30–36.

14 февраля. Субботний музыкальный утренник в Доме Шуваловой. «Неизвестный Мясковский». Прозвучат романсы на стихи Бальмонта и Гиппиус. Начало в 12 часов в Шуваловской гостиной.

15 февраля. Гнесинские чтения. Начало в 14:00 в Музее-квартире Е. Ф. Гнесиной.

16 февраля. Традиционный день музыкальных учебных заведений имени Гнесиных. В программе — большой концерт и награждение лучших учеников 2014 года. Начало в 18:00 в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.

17 февраля. Музыкальный фестиваль «Романтизм. Истоки и горизонты». Начало в 17 часов в Малом зале (аудитория № 73).

20 февраля. Концерт выпускников колледжа разных лет. Начало в 18:00 в Концертном зале Колледжа имени Гнесиных.

25 февраля. Концерт руководителя народного хора Юрия Колесника «Юрий Колесник приглашает...» Начало в 18:00 в концертном зале «Гнесинский на Поварской». 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Колонка Дианы Гурцкой, выпускницы РАМ им. Гнесиных

Научиться петь без любви нельзя 

В Гнесинку я пришла, как говорится, самоучкой. Мой первый учитель был Владимир Христофорович Хачатуров — педагог с замечательным опытом, выдающимся голосовым диапазоном, умом, сердцем. Еще меня учила потрясающая Наталья Дмитриевна Дубовицкая. Но особую роль в моей жизни сыграла Людмила Алексеевна Афанасьева, которая поддержала меня, когда я находилась практически в безнадежной ситуации (тяжело заболели моя мама и одновременно брат, и я не могла ездить в институт). А Людмила Алексеевна взяла меня в свой класс, занималась мною лично дополнительно и помогла защитить диплом на пять с плюсом. И в Гнесинке очень много учителей, которые не только делятся своими знаниями с учениками, но отдают все свое сердце, любовь. Думаю, что иначе научить петь невозможно. (далее...)

Легендарное училище Гнесиных: 120 лет музыки 

У российского музыкального образования женское имя и лицо, которое оно получило 120 лет назад, когда на деревянном домике в Гагаринском переулке появилась металлическая табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиныхъ». Вообще-то сестер Гнесиных было пять. Но можно считать, что под литерой «Е» экономно объединились первые буквы имен Елизаветы, Елены и Евгении, «М» принадлежала сестре Марии, а пятой сестре Ольге на момент открытия в доме музыкального училища было всего десять лет, и она в те времена была еще не при делах. (далее...)

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.