Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Игорь Масленников: Важно понять, куда ведет cудьба

Развлечения
Игорь Масленников: Важно понять, куда ведет cудьба
1986 год, Санкт-Петербург. Игорь Масленников, актер Василий Ливанов, оператор Юрий Векслер, директор картины Игорь Визгин и актер Виталий Соломин (слева направо) на съемочной площадке «Шерлока Холмса». / Фото: Из архива
26 октября кинорежиссеру Игорю Масленникову, снявшему один из лучших фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, исполняется 84 года.

Знаменитый режиссер обосновался в Петербурге, где и работает, и преподает, и пишет книги.

- Игорь Федорович, не так давно вышла ваша новая книга «Осколки»...

- Шаржи, эпиграммы, рисунки — там собрана вся моя жизнь, ее осколки. Стихи и фрагменты прозы, графические работы, связанные с телевидением и театром, много книжных иллюстраций.

- Здорово, что, несмотря на преклонный возраст, вы еще работаете.

- Хотелось поделиться своими чувствами. Моя биография уложилась в развитие мирового кинематографа, я еще застал эпоху широкоформатного кино и даже снял два широкоформатных фильма: «Гонщики» с Евгением Леоновым, Олегом Янковским и «Ярославна, королева Франции» с Еленой Кореневой, Караченцовым, Джигарханяном. Для меня большая печаль заключается в том, что сегодня погибло пленочное кино. Я ведь снимал еще самые первые телесериалы на «Ленфильме».

Единственное, что я не снимал в своей жизни, так это кино для снобов. «Выпендриванием» никогда не занимался. Кино — это зрелище для большого количества людей.

- Из последних ваших фильмов чаще вспоминают картину о долгах и банкротстве.

- «Банкрот» — экранизация пьесы Островского «Свои люди — сочтемся». Я считаю фильм своей удачей. А незадолго до этого я снял картину «Письма к Эльзе». К сожалению, это фильм, который не видел практически никто.

- Зато другие ваши картины часто показывают по телевидению: «Зимняя вишня», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Кстати, как вы к продолжениям этих историй относитесь?

- Мы вошли в эпоху денег, и они диктуют правила. Самый примитивный способ заработать — это повторить то, что когда-то имело успех. Но это лишено своей первоосновы, то есть первичности таланта и творчества.

- Но есть удачные примеры

- Дело в том, что в Голливуде существует высокая продюсерская культура, а у нас в эту сферу пришло жулье, которое только и знает, как раздобыть где-то денег и половину положить себе в карман. О прокатной судьбе картины и не думают.

- Вашего «Холмса» любят и у нас, и в Европе. Хвалила даже экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. В чем загадка успеха?

- Споры о том, кто был лучшим в картине, ведутся до сих пор. Много говорили, что успех картины обеспечила игра Василия Ливанова, у него получился великолепный Холмс. Нет, это не так. Там было коллективное творчество. Вот представьте, если бы я не пригласил на фильм композитора Владимира Дашкевича — не было бы знаменитой увертюры. Если бы не позвал, например, Рину Зеленую на роль миссис Хадсон, не пригласил бы Борислава Брондукова сыграть инспектора Лестрейда. Ничего бы не получилось.

А Ватсон, которого сыграл Соломин?.. Кстати, сценаристы написали только первые серии картины. Потом они занялись другими делами, а последующие истории писал уже я сам. У меня даже книжка вышла «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Пять режиссерских сценариев». Она о том, как создавался этот фильм.

- Вы на съемочной площадке диктатор?

- В свое время я общался с замечательными театральными режиссерами, одним из них был Товстоногов. С ним мы дружили, помню, даже вместе на машинах ездили по Прибалтике, сидели у костра. Товстоногов меня заразил «вирусом режиссуры». Это был великий специалист, способный организовать спектакль. Не продиктовать, а именно вырастить, создать с помощью художников, актеров. И я в своей педагогической деятельности тоже учу этому созиданию, хотя есть много примеров хороших режиссеров-диктаторов. Тот же Герман, Тарковский.

- Но некоторые актеры говорят, что Товстоногов порой был жестким на репетициях.

- Только на финальном этапе. БДТ времен Товстоногова был большой дружной творческой компанией. Он был, если можно так сказать, садовником. Когда куст созревал, дерево вырастало, Товстоногов брал ножницы и доводил до совершенства.

- Сегодня у большинства людей клиповое мышление, им не до глубин души, согласны?

- В Академии художеств были правила: студента отчисляли, если обнаруживали, что он занимается карикатурой. Формулировка — за порчу глаза и руки. То есть человек, который склонен смотреть саркастично на мир, не сможет написать психологический портрет. То же примерно и с клипом. Однако клип — это все же особое искусство. Бондарчук, Бекмамбетов — это другое кино. Это новая субкультура, которую я называю «кино гаджетов».

- Создать хороший фильм — это следовать замыслу сценариста или идти своим путем?

- Не имеет значения. Главный признак хорошего фильма — то, что он остается в душе. Чтобы человек услышал мелодию из фильма и сразу вспомнил о нем. Как-то меня попросили назвать два лучших фильма — наш и заграничный, — я ответил сразу: это «Не горюй» Данелии и «Амаркорд» Феллини. Они запали мне в душу.

- Еще один ваш фильм до сих пор не сходит с экранов — «Зимняя вишня». Вы как-то говорили, что описывали в картине время женщин.

- Это был чудовищный застой: беспомощность, старость власти, мужики ничего не делали, получали пайки. Все тянули женщины. В то время создавалось много фильмов о женском одиночестве: «Одиноким предоставляется общежитие», «Одинокая женщина желает познакомиться». В стране множество матерей в одиночку воспитывали детей. Фильм «Зимняя вишня» — вариант мужского покаяния. Автор сценария и я, мы каялись в грехах.

- А сейчас время мужчин?

- Да, время мужчин. И время кошельков. Но, мне кажется, наступает опять период женщин, только жестких. Ну например, Ангела Меркель чувствует себя фюрером 4-го рейха. Между тем она комсомолкой была, когда-то приезжала в Москву и занимала первое место на Олимпиадах по русскому языку. А президент Литвы? Она же работала в высшей партийной школе в Вильнюсе. Из таких же женщин и Хиллари Клинтон, которая метит на президентский пост в США.

- Сегодня вам исполняется 84 года. Как сохранить ясность мысли, ироничный ум?

- Для этого нужно бросить курить. Я 30 лет курил, и 30 лет уже нет. А еще надо научиться слушать себя и двигаться туда, куда ведет тебя судьба.

- Вы верите в судьбу?

- Да, я агностик. Трудно разобраться с таким количеством религий, но, несомненно, какая-то высшая сила в этом мире присутствует.

СПРАВКА

Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. В 1954 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета, работал на местном телевидении.

В 1967 году окончил Высшие режиссерские курсы при киностудии «Ленфильм». В кино дебютировал фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». Огромную известность Игорю Масленникову принесли телевизионный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и трилогия «Зимняя вишня».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.