Третьяковская галерея перезагрузила экспозицию современного искусства
Выставка, открывшаяся 15 апреля, называется «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка». В залах появились работы из коллекции знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Талочкина, которые галерея два года назад получила в дар от его вдовы.
Вдоль стен расставлены узкие прозрачные шкафы, экспонаты в них находятся за стеклом. Произведение Константина Звездочетова «Роман-холодильник» (низенький обшарпанный «Север», оклеенный картинками) стоит посреди зала, любой может подойти и заглянуть на полочку.
— Мы отказались от привычных методов демонстрации и предпочли формат «кабинета редкостей», где к копиям объек тов можно прикасаться, листать за интерактивным столом альбомы — ведь современное искусство задействует и тактильные ощущения, — объясняет куратор Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи. — Этот формат больше всего подходит для произведений неофициальных советских художников, которые предназначались для камерных, квартирных выставок. Создавать в зале обстановку квартиры — все равно что рисовать в зоопарке пальму и животных, которых в зверинце нет. «Кабинет редкостей» позволяет создать двойную дистанцию, показать жизнь объектов в другом измерении.
В экспозиции более 200 работ, они сгруппированы по направлениям и тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Акционизм 1990-х»... Примерно половина произведений — из коллекции Леонида Талочкина. Перед показом их долго реставрировали.
— Работы из собрания Талочкина дали возможность достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм, неоэкспрессионизм, — объясняет критерии отбора Кирилл Светляков. — Представлены и работы, которые неизвестны даже знатокам. Смысл «Перезагрузки» в том, чтобы показать, как работы, которые уже давно находятся в экспозиции, взаимодействуют с «пополнением». И чтобы массовый зритель представил себе историю современного искусства во всем разнообразии его видов и практик, а специалист-культуролог узнал новые имена. Мы хотим, чтобы публика преодолела стерео тип о «сложности» восприятия новейших течений и отказалась от настороженности по отношению к ним.
Выставка — часть программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она продлится до 1 сентября 2017 года, за это время состав работ не раз обновят.
— Кабинетный формат позволяет легко заменять объекты, — говорит Кирилл Светляков. — На традиционных выставках предполагаются большие интервалы между экспонатами, потому что там работают пространства. — А здесь — сами произведения.
Все это время в галерее будет проходить образовательная программа «Философия после искусства» — серия лекций художников и культурологов и дискуссий, на которых можно будет обсудить инсталляции, картины и прочие артобъекты с их авторами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Вендельштейн, вдова Леонида Талочкина, чья коллекция легла в основу новой экспозиции:
— Работы из коллекции Леонида Прохоровича очень интересно смотрятся в новом контексте. Экспонаты из Третьяковской галереи дополняют лакуны, которые существовали в собрании. В коллекции не было работ Ильи Кабакова, а также произведений, появившихся после 2002 года, после кончины Леонида Прохоровича: скажем, скульптур современного творческого объединения «Куда бегут собаки». А теперь, если можно так сказать, пазл сложился.