Пересечемся на вокзале. История повторяется
В зале ожидания Ленинградского вокзала сидят двое. Тот, что пониже, ест лапшу, заваренную кипятком, купленную за двадцать рублей в одном из вокзальных ресторанчиков. Его сосед, высокий брюнет, перекладывает вещи в своем рюкзаке. На обоих — теплые спортивные куртки, кроссовки, большие рюкзаки.
— Вы напомнили мне о здешнем пиве и сигарах, — говорит брюнет. — Как видно, это ведущие марки, лучших здесь не достать, и в том, что пиво не похоже на пиво, а сигары тоже не похожи на сигары, я вижу счастливое стечение обстоятельств; если бы случайно это равновесие нарушилось, ресторан вряд ли продержался бы долго. Полагаю, что и кофе не кофе.
— А давайте проверим, — откликается блондин. — Я угощаю!
Они встают и идут к ближайшему кофейному автомату, где за пятьдесят рублей можно купить напиток, который действительно оказывается не слишком похожим на кофе. Впрочем, на настоящий кофе у беженцев, застрявших на вокзале, денег нет. Приходится довольствоваться тем, что есть: странной бурдой в пластиковых стаканчиках и разговорами о важном: философии, обществе, быте и войне, по вине которой они здесь и оказались.
По правде говоря, блондин и брюнет — не совсем беженцы. Они актеры, разыгрывающие в переполненном людьми пространстве Ленинградского вокзала пьесу «Разговоры беженцев» знаменитого немецкого драматурга Бертольда Брехта, который написал ее еще в 1941 году. На скамье рядом с актерами сидят обычные пассажиры. Кто в Питер собрался, кто в Зеленоград. И никто из них не догадывается, что стали свидетелями спектакля: актеры общаются вполголоса, зрители слушают их с помощью наушников, а разговоры настолько актуальны, что не привлекают особого внимания.
— Паспорт — самое благородное, что есть в человеке, — утверждает блондин, которого играет актер Театра имени Ленсовета Сергей Волков. — Изготовить паспорт не так просто, как сделать человека. За это его так и ценят — если он настоящий; человек же может быть и стоящим и настоящим, а все-таки его далеко не всегда ценят по заслугам.
С его словами наверняка согласилась бы семья курдских беженцев, которая в прошлом году, сбежав из Ирака, атакованного боевиками «Исламского государства» (организация, запрещенная в России. — «ВМ»), застряла на несколько недель в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». Документы беженцев оказались поддельными. И аэропорт для них, как вокзал для героев Брехта, стал точкой невозврата — еще не пройденной, но уже вселяющей надежду.
Тем временем один из ближайших к актерам пассажиров, с интересом прислушивавшийся к диалогам, устав сопереживать чужим проблемам, идет за кофе к ближайшему автомату — тому самому, которым воспользовались герои в начале действия. Реальность на вокзале очень тесно переплелась с игрой.
— Я эгоист ничуть не больше, чем все остальные, — говорит брюнет в исполнении Максима Фомина, актера театра «Мастерская». — Но что касается мирового господства, — нет уж, в это дело меня не втравишь. Тут я тверд как скала. Что поделаешь — нет у меня чувства безграничного самопожертвования.
Актер достает из своего бездонного рюкзака шахматы, и оба молодых человека, непринужденно устроившись на полу, начинают бесконечную партию.
Как и героя постановки, идеи мирового господства, пропагандируемые исламистскими радикалами, не привлекают и сирийцев, сбежавших от этих идей в европейские страны. За прошлый год в Евросоюз прибыли около двух миллионов беженцев. Социологи уже успели окрестить этот миграционный кризис крупнейшим в Европе со времен окончания Второй мировой войны. А это значит, что спустя семьдесят с лишним лет старая история повторяется на новом витке.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Константин Учитель, художественный руководитель постановки:
— Спектакль-променад, происходящий не в театре, а в общественных пространствах — школах и вокзалах, — популярный тренд в Европе, стремительно развивающийся в России. Участие актера в таком спектакле — очень сложный опыт, потому что приходится постоянно взаимодействовать с окружающим пространством — с продавцами, прохожими и пассажирами. Когда театр идет навстречу зрителю, то есть шанс, что и зритель придет к театру.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Бабий бунт". Осмысленный и беспощадный. В театре "Русская песня" презентовали музыкальный спектакль по произведениям Шолохова
22 ноября в театре "Русская песня" состоится премьера спектакля "Бабий бунт", поставленного режиссером Ниной Чусовой по мотивам произведений Михаила Шолохова. Корреспондент "ВМ" посмотрела его накануне вместе с народной артисткой РСФСР Зинаидой Кириенко (далее...).