Джампология как фотоискусство
Филипп Халсман часто сталкивался в своей работе с тем, что люди на фотографиях были излишне закомплексованными. Отчасти это потому, что для обложек снимали известных политиков, актеров и актрис в студии большой крупноформатной камерой с наводкой на резкость по матовому стеклу, потом модель должна была замереть и ждать, пока фотограф вставит фотопластинку и только тогда "вылетала птичка". Филиппу этот метод съемки никогда не нравился и он попросил на заказ сделать ему другую камеру - тоже крупноформатную, но где клиент мог двигаться во время съемки, а фотограф наводил на резкость, видя то, что он снимает через видоискатель. Люди на его снимках уже не выглядели застывшими мумиями, но он решил пойти еще дальше. Халсман посчитал, что характер человека лучше всего виден в движении - и задумал снимать людей...в прыжке.
"Мною двигало истинное любопытство. Так или иначе, жизнь научила нас контролировать и менять выражения наших лиц, но она не научила нас контролировать наши прыжки. Я хотел увидеть, как в прыжке известные люди демонстрируют свои амбиции или их отсутствие, свое самомнение или неуверенность, и многие другие черты характера" - писал он в предисловии к своей книге "Прыжок", вышедшей в начале 1950-х и почти сразу же ставшей классикой фотоискусства. "Джампология" быстро разошлась по миру и у него появилось множество подражателей. Прыгали у Халсмана и Мэрлин Монро, и Грейс Келли, президент США Ричард Никсон. Удивительно, но творчество Халсмана никогда не показывалось в Москве. Корреспондент "ВМ" спросил у куратора - а почему они решили сделать выставку именно "Джампологии"?
Мария Насимова, главный куратор "Музея Толерантности":
- А почему нет? Наш музей каждый год мы показывает фотографа, который доходил до интересного этапа. В случае Халсмана это "Прыжок". Его никогда не показывали в России. Все фото очень известные. Он прекрасен. У него все прыгают. Он пытался разрядить и снять напряжение с фотографируемых. Грейс Келли, Бардо, Монро скинули туфли и подогнули колени под себя - причем он их не просил это сделать это. На его фотографии есть фантастический Оппенгеймер - изобретатель, он прыгает сразу в небеса. Ричард Никсон прыгает как-то сиротливо, и ботинок не снимает - но на момент фотосъемки Никсон был еще вице-президентом. И в снимках сразу раскрывался характер - например, когда он снимал герцога и герцогиню Виндзоров, будущую королеву - сразу видно, кто хозяин в доме. Когда Халсман попросил их прыгнуть для фото, первой туфли решительно сняла герцогиня и только потом - ее муж. На снимке запечатлен его боязливый взгляд и мы понимаем без слов, кто у них в доме хозяин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Он смотрел кино через фотокамеру
Игорь Гневашев был штатным фотокорреспондентом в журнале «Советский экран», затем стал свободным художником и работал фотографом на съемках кино — все кадры комедий Леонида Гайдая, драм Андрея Тарковского снимал Игорь. (далее..)