пт 18 октября 17:16
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Корабли легли на курс

Корабли легли на курс

В Белых Столбах открывается 10-й фестиваль архивного кино

[b]Вы видели «Европу 51» Роберто Росселини? А «Дон Жуана» Вальтера Кольм-Велте? А «Ветер с Востока» Абрама Роома? Ну хоть «Маскарад» Сергея Герасимова? Нет? И вы еще считаете, что разбираетесь в кинематографе?[/b] К этим и другим шедеврам можно будет припасть воспаленным глазом на открывающемся 30 января очередном и при этом юбилейном кинофоруме «Белые Столбы». Сюда, в поселок со столь многообещающим названием, подтянутся передовые отряды отечественных киноведов и кинокритиков с целью, во-первых, ликивидировать позорные белые пятна в своем кинообразовании, во-вторых, создать новые – в результате неумеренного общения с коллегами (шутка). На самом же деле конца января каждый год киножурналисты ждут с нетерпением. Потому что знают: президент фестиваля, гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев и его зам, бессменный худрук Владимир Дмитриев, приготовят для них самые изысканные блюда. Гурманы останутся довольны. И на этот раз из 60 тысяч названий лент, хранящихся в подмосковном архиве, выбраны самые-самые редкие – притом что не забыты памятные даты. Под рубрикой «Великие столетия» помянут Сергея Герасимова, Игоря Савченко, Романа Кармена, Ладислава Вайду, Джона Хьюстона, Жака Беккера, Лукино Висконти. Об чудной эпохе ослабления тоталитаризма напомнят и круглый стол, и ленты рубрики «Полвека кино «Оттепели» – «Павел Корчагин», «Случай на шахте восемь», «Тугой узел», «Это начиналось так». Специальным датам – году Моцарта и Шостаковича – будут посвящены ленты «Любовь и ненависть» с Верой Марецкой, «Дон Жуан» Вальтера Кольм-Велте, фрагменты «Поджигатели войны» и «Контрасты». Последние – новые находки в синематеке. Заклятой дружбе Польши и России – фильм 34-го года Йозефа Лейтеса «Молодой лес», «Герои Сибири» Михала Вашинского, а также «Ветер с Востока» Абрама Роома и «Граница» 35-го года Михаила Дубсона. В программу затерся и короткий метр. В основном это французские ленты русского режиссера 30-х годов Дмитрия Кирсанова, а также Сержа Корбера, Пьера Кафьяна и югослава Бранко Человича. Плюс новое в этом году – мультипликация. На первый раз 30-х годов – здесь наши, немцы и американцы. В постоянной рубрике «In memoriam» киноведы вспомнят ушедших Георгия Жженова фильмом Юлия Карасика «Человек, которого я люблю», Тонино Делли Колли («Рогопаг-Прочистим мозги»), Луи Малля («Три шага в бреду»). Из премьер – видеофильм «Казак», посвященный жизни итворчеству писателя Федора Крюкова. Среди его сценаристов – Тамара Сергеева. Нам обещают также дискуссии на такие нервные темы, как «Может ли Россия вернуться в мировое кинематографическое пространство?», «Национальная идея и кинематограф ХХI века», «Телевизионная передача о кино – пересмотр стереотипов или утверждение общенациональных мифов?», «Цензура – способ самосохранения нации или «гестапо для умов?» А на финише участники пятидневного фестиваля определят лучшего киножурналиста и теоретика кино, а также лучшую телевизионную программу о кино. Победители получат призы кинофестиваля и специальный приз имени Виктора Демина. – Недолгая история нашего фестиваля высвечивает одно чрезвычайно важное обстоятельство, – замечает Николай Бородачев. – Настоящее произведение искусства даже в глубокой тиши хранилищ продолжает жить и после того, как картины исчезают из широкого репертуара, оставаясь документом, синтезировавшим многие явления своего времени. Каждый раз наш фестиваль приоткрывает маленькие тайны великих новаторов прошлого и создателей замечательных традиций в кино, представляет забытые или недооцененные современниками картины. Ради этого как пчелки трудятся сотрудники Госфильмофонда. В его цехах за последние четыре года отреставрировано и восстановлено более 13 миллионов метров кинопленки, отпечатано более миллиона метров страховых копий. Подсчитано: чтобы посмотреть все 60 тысяч копий, затратив по часу, потребуется… 7 лет! А ведь они просматриваются сотрудниками хранилища не раз! Еще в 57-м году Госфильмофонд стал членом ФИАФ – Международной федерации киноархивов, – что сразу же повысило его статус. Поэтому здесь обоснованно считают собрание не архивом, а бесценной сокровищницей сродни Эрмитажу. – Мы отнюдь не стыдимся своего консерватизма, – добавляет Владимир Дмитриев, – поскольку работа синематек, музеев, библиотек консервативна по своей сути. Иначе нам пришлось бы отказаться от своего прошлого. Мы не можем себе этого позволить. Наш фестиваль – кинематографическое явление, достаточно скромное, но необходимое. Может быть, поэтому многолетний девиз фестиваля – слова Игоря Стравинского: «Настоящим делом художника является ремонт старых кораблей. Он может отразить по-своему лишь то, что уже было сделано». Хотите верьте – хотите проверьте. Кстати, не только критики, но и все москвичи. Со 2 февраля в кинотеатре «Иллюзион» будет проходить специальная программа «Эхо юбилейного, 10-го кинофестиваля «Белые Столбы-2006», практически идентичная программе форума. [b]На илл.: [i]На фестивале вспомнят и Герасимова, и Висконти, хотя нет двух более непохожих режиссеров. Кадр из кинофильма Сергея Герасимова «Тихий Дон».[/b][/i]

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит