чт 17 октября 01:40
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Европа – муха в густой паутине?

Европа – муха в густой паутине?

В российский прокат вышел «Мюнхен» Стивена Спилберга

[b]В сентябре 1972 года, во время зимних Олимпийских игр в Мюнхене, террористы палестинской группировки «Черный сентябрь» захватили одиннадцать спортсменов из Израиля. Все заложники были убиты. Это общеизвестный факт. Напомнив его кинематографической скороговоркой, фильм Стивена Спилберга «Мюнхен» начинается с тихого совещания у Голды Меир, тогдашней израильской «железной леди».[/b] Мир должен понять, что убийство евреев теперь будет обходиться слишком дорого, говорит она. И направляет несколько сотрудников «Моссада» в Европу – чтобы бороться с террором его же оружием. Отныне пять израильских спецслужбистов так законспирированы, что их будто не существует. Они должны убить всех, кто захватывал в заложники граждан Израиля. А предводитель – молодой офицер, преисполненный патриотического пыла. Это и есть герой фильма в исполнении Эрика Бана. Стивен Спилберг – культовый режиссер современности. Считается, что ему, едва ли не единственному из голливудских режиссеров, удается органично соединить мастерскую коммерческую жанровость с артхаусной серьезностью интонации и актуальностью тем. Такую репутацию «Мюнхен» полностью подтверждает. История пятерых агентов, призраками бродящих по благополучной Европе и убивающих старых палестинских интеллигентов, рассказана с классическим нагнетанием «саспенса», которому позавидовал бы Хичкок. Если, конечно, нарочно забыть о том, что именно рецепты старого гениального толстяка Спилберг на полную катушку и использует: других-то пока не придумано. Артхаусная изобретательность режиссуры, в сущности, исчерпывается частым повторением резких монтажных стыков жестокости террора с миром благополучия. Вот была стрельба, кровь, кого-то убили – и тут же аккуратно режут в салат цуккини, а на мягкую французскую булку намазывают жирное голландское масло… Прием столь навязчив и привносит в фильм такую однотонность, что ловишь себя на мысли: а не лучше ли смотреть эти два с половиной часа серийно, минут по сорок по телевизору в виде коммерческого шпионского сериала? Тогда бы не так надоедало… «Мир складывается из паутины секретов и тайн. И мы принимаем эту паутину», – объясняет молодому герою фильма старый террорист, ненавидящий любую власть и… готовый с любой властью сотрудничать – за круглую сумму, разумеется. Вот в какой жуткий котел попадают агенты «Моссада», которым предстоит узнать Европу совсем иную, где внешнее благополучие более чем хрупко, а внутри пульсируют открытые раны, готовые в любую минуту разорваться кровью. Пожилой наш зритель, которому фильм показали, остался к нему равнодушен – так сказал представлявший фильм сотрудник закупившей его фирмы. Зато мнение молодых политологов из Высшей школы экономики совсем иное: «Это самый страшный из виденных мной фильмов. Ужас происходящего переворачивает все в моей душе. Я испытал глубочайшее эмоциональное потрясение». Симптоматичная разница? Да, конечно. И при этом представляющая неплохой материал для социологов. Потому что фильм Спилберга далек от попыток вскрыть корни терроризма. Не слишком озабочен он и тем, чтобы показать, как убийства калечат и убивают души самих убийц – это для режиссера скорее необходимый гуманитарный фон, без которого нельзя. Адресат «Мюнхена» – благополучный, прекрасно устроенный, неплохо зарабатывающий мировой обыватель, как раз любитель намазывать голландское масло на французскую булку, сидя в уютном дорогом кресле. Для него, и без того напуганного взрывами в метро мировых столиц и начинающейся антитеррористической «охотой на ведьм», старается Стивен Спилберг, рисуя картину современного западного мира – не рая всеобщего благоденствия, а мрачного поля битвы разных спецслужб. Они то охотно и цинично договариваются, то конкурируют друг с другом. Но всегда мало озабочены реальной ценой обычной человеческой жизни. Насилие порождает только насилие – благородно утверждает фильм «Мюнхен». Что и говорить, не ново. А где уж там корни этого насилия – вопрос, конечно, не для голливудского политического триллера. Даже если он сделан самим мэтром и замаскирован под артхаус. [b]На илл.: [i]Типичная сцена теракта в благополучной европейской столице. Кадр из фильма.[/b][/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше