- Город

«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина

«Желтый» уровень опасности погоды продлили в Москве до 19 февраля

Отдых на курорте доступен всем жителям города

Коронавирус не обвалил стоимость билетов

Грудинин ответил судье КС на слова о «незаконно созданном» СССР

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Что известно о напавшем на прихожан храма в центре Москвы

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Врач опроверг заявления о вреде любого количества алкоголя

Новый русский миллиардер. Как Николай Сторонский заработал состояние

«Классическая схема»: как экс-глава управления ФСИН мог пронести пистолет в суд

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Алла Пугачева поделилась своей заветной мечтой

«Таганка» попросила прощения у Рыцаря Юрия Любимова, поставив последнюю пьесу Пушкина

Фото спектакля «Сцены из рыцарских времен»

ФОТО: Александр Иванишин

Премьерная постановка Тимура Бадалбейли «Сцены из рыцарских времен» посвящена основателю  «Театра на Таганке» Юрию Любимову. Одному из самых сильных, великих рыцарей 20 века. Рыцарю на сцене и рыцарю в жизни. Борцу за свободу и за справедливость.

Любимов за свою долгую жизнь (ушел в возрасте 97 лет) неоднократно обращался к творчеству и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и к рыцарям разных эпох, включая русских декабристов (спектакль «Товарищ, верь»). Будучи актером на сцене вахтанговского театра, Любимов играл Моцарта в постановке Евгения Симонова «Маленькие трагедии» по Пушкину. Но в новом спектакле новой Таганки под руководством актрисы Ирины Апексимовой появляется с речью не Моцарт, а его антипод, его отравитель (по Пушкину) - Сальери (актер Дмитрий Высоцкий).

Придворный композитор возникает для того, чтобы сказать о гениальном Моцарте "Наследника нам не оставит он". Эта фраза имеет прямое отношение к личности Любимова, оставившего огромное наследство, но не наследника.

Его театр пытается достойно продолжать дело Юрия Любимова, играет его спектакли, вспоминает о нем и все еще обсуждает - прав или не прав был Юрий Петрович в конце своей жизни, когда не всегда по-братски относился к артистам. И в этой постановке "Сцены из рыцарских времен" звучит голос Юрия Любимова с одной из репетиций, где он говорит своей труппе: "В театре демократия не годится". И тут же поясняет: "Демократия годится для людей". По смыслу возникает вопрос: "Разве актеры не люди?". Очень даже возможно... Андрей Тарковский в своих "Дневниках" тоже подвергал сомнению, что "актеры - нормальные люди". Да, и фраза Чехова "Актеры - странные люди, да и люди ли?". Между прочим, Антон Павлович Чехов или кто-то очень на него похожий, только толстый и громкий, выходит в спектакле "Сцены из рыцарских времен", чтобы еще раз произнести главную фразу русской интеллигенции 20 века: "Надо по капле выдавливать из себя раба". Чехова играет все тот же Дмитрий Высоцкий. Он же играет Гоголя, Люцифера, Альбера (рыцаря из "Скупого рыцаря" Пушкина).

Но главный герой этого спектакля - Франц (Филипп Котов). Так зовут героя в пьесе Пушкина «Сцены из рыцарских времен», так звали одного из любимых писателей Юрия Любимова Кафку (режиссер поставил на сцене Таганки «Замок» Кафки, который упоминается в этой премьере) и в истории был немецкий рыцарь Франц фон Зиккинген.

В средневековом замке Эбернбург рыцарю Францу установлен памятник. Франц был особенным рыцарем - самым свободным из всех рыцарей, хотя и служил Максимилиану Первому и Карлу Пятому. Франц был покровителем бедных людей и борцом за справедливость.

К концу жизни Францу удается стать свободным, истребив из себя все рабство мира. Только какой ценой? Франц все потерял - деньги, любимую, отца, дом, терпел лишения, унижения, но пришел к высшей свободе и к высшему рыцарству, потому что ничего не взял за свои подвиги. Ни одной копейки. Все отдал людям, как это сделали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Высоцкий (его образ тоже есть в этом спектакле) и, конечно, Юрий Любимов.

Деньги в сложное экономическое время стали причиной раздора между Юрием Любимовым и его труппой. Но рыцарь Любимов, как и Франц, ушел, оставив театр, спектакли людям. Прошло мало времени с ухода Юрия Петровича, и до конца мы еще не можем оценить все, что происходило еще пять лет назад в «Театре На Таганке», но это рыцарское посвящение Любимову - не только признание в любви Мастеру, но и попытка извиниться за то, что предали своего Рыцаря и бросили. Посвящение - немножко ироничное, немножко робкое, по большому счету, мальчишеское, ученическое, но при этом явное, искреннее и красивое. С номерами из лучших спектаклей Любимова, с его голосом и с его прочтением стихов Александра Сергеевича.

Пушкин, по мнению Юрия Любимова, тоже был Рыцарем:

- Что ему, несчастному, не жилось? Его ведь любили? Но он постоянно был в экстремальных ситуациях, - объясняет Юрий Любимов актерам в записи.

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Екатерина Рощина

Посылка с жемчужиной

Оксана Крученко

Быть лидером — тяжелый труд

Сергей Лесков 

Овечка Долли и ее бедное сердечко

Ирина Алкснис

Решение о сбережении: почему россияне начали копить

Юрий Совцов   

И был нам голос... из Америки

Элита общества. Судьба страны порой зависит от одной улыбки дипломата

ЕГЭ по английскому. Типичные ошибки

Почему люди бьются током: на детские вопросы на занятиях отвечают ученые

Существованья ткань сквозная. Памяти Бориса Пастернака