Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Императоры в Оружейной

Развлечения
Императоры в Оружейной

[i]Уникальная выставка «Российские императоры и Оружейная палата» – центральное событие празднования 200-летия Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Вернисаж приурочили точно ко дню основания музеев Кремля, которым считают 10 марта 1806 года. Тогда Александр I подписал Указ «О правилах управления и сохранения во всегдашней целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Автор экспозиции, заведующая Оружейной палатой Елена Моршакова, ответила на вопросы «Вечерней Москвы».[/i][b]– Какими хронологическими рамками ограничена выставка?[/b]– Они очевидны: 2 ноября 1721 года, когда Петр I принял титул императора, и 15 марта 1917 года, когда Николай II отрекся от престола. Что могло произойти после 1721 года? Москва могла отойти от столбовой дороги истории, как это произошло когда-то с Владимиром. Но здесь особую роль сыграла Оружейная палата. Она осталась хранилищем государственных регалий и коронационных ценностей, получив придворный статус. Следовательно, и Москва сохранила звание Первопрестольного града.[b]– Неужели такова была воля основателя новой столицы?[/b]– Была. Петр распорядился передать в Оружейную свой кафтан и алебарду из Преображенского дворца, завел порядок собирать в Кремле военные трофеи. Заложил этим идею будущего музея.[b]– Но в ХХ веке палата стала меньше напоминать хранилище царских ценностей и регалий, а больше – музей шедевров декоративно-прикладного искусства.[/b]– Это было гениально придумано первыми директорами советских лет, людьми героических и трагических судеб. Мы им обязаны сохранением сокровищ Оружейной палаты и нынешнего Алмазного фонда. Чтобы вывести музей из-под подозрений в пропаганде «проклятого прошлого», им пришлось отправить в запасник, подальше от глаз, личные вещи монархов, венцы, скипетры, державы, троны… Шли директивы готовить сокровища к продаже, составлять перечни для изъятий. Измученный борьбой с чиновниками, умер директор Михаил Сергеев. Долго держался следующий директор Дмитрий Иванов, а в 1930 году, когда узнал, что финансовые органы без согласования с ним подготовили к аукциону новую партию музейных ценностей, бросился под поезд. Но главного музейщики добились – палата была спасена.[b]– Регалии из Оружейной возили в Петербург для торжественных церемоний – не боялись потерять или повредить?[/b]– Это стоило хранителям больших волнений, но вещи брали и возвращали. Началось все с похорон Петра Великого. Печальная церемония поразила всех великолепием и пышностью. В последний путь императора сопровождало шествие «с важнейшим и первейшим сокровищем» – шапкой Мономаха, с древними венцами, другими регалиями, привезенными из Москвы. Так проходили и последующие похороны императоров в Петропавловском соборе – сформировался ритуал. Одновременно сложилась традиция: после коронации, а она проходила только в Москве, обязательно отдавать коронационные вещи в Оружейную палату. А брать их было можно только с разрешения императора, который прислушивался к мнению хранителей…[b]– А все ли украшения и регалии дожили до наших дней в той форме, в которой были созданы?[/b]– В Патриаршем дворце мы показываем каркас или остов, который остался от первой российской короны, возложенной собственноручно Петром на Екатерину I. А рядом осыпанная бриллиантами корона Анны Иоанновны. 2,5 тысячи сверкающих камней. Это казус. Ювелиры не успевали изготовить корону для одной императрицы – второпях раздели корону другой. Есть на выставке необычные регалии. Например, мальтийская корона Павла I. Есть щит и меч – новые символы, введенные Елизаветой, но смысл, который она придавала им, пока до конца не выяснен.Оказывается, власть имущая и три века назад разъезжала по улицам со спецсигналами. Это поводная цепочка с позолоченными бубенчиками и тяжелая, в несколько килограммов, «гремячая» цепь. Великолепное конское убранство, вероятно, очень дорогое, – посольское подношение Екатерине по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Но императрица передала это убранство из Петербурга в Оружейную палату.[b]– Кто из императоров более щедро, чем другие, обогатил коллекцию палаты?[/b]– Количеством даров щедрость не измерить. Но могу сказать, что при Александре I и Николае I собрание нашего музея выросло вдвое. Старший из братьев Александр передал, например, коллекцию церковных наперстных крестов – знак родовой святости Романовых, а младший ввел традицию передачи нам воинских знамен, которые особо почитались.[b]– Но вы редко показываете исторические знамена. Почему?[/b]– Во-первых, ветхие ткани требуют особых режимов, во-вторых, никогда не хватает экспозиционных площадей. Здесь мы выставили знамя князя Дмитрия Пожарского. Когда оно раньше было в экспозиции Оружейной, то поражало всех – посетители писали восторженные отклики, даже пафосные стихи.[b]– Какая часть ваших экспонатов находится в запасниках?[/b]– На юбилейной выставке мы показываем лишь десятую часть всего собрания. Девять десятых – в фондах. Не думайте, что там предметы классом ниже. Много оружия разных времен, тканей и одежды, включая схиму, в которой был погребен Иван Грозный, много икон и портретов.В советские годы не очень любили портреты царей. Такое «обезличивание» экспозиции обедняет ее. Очень выигрышно показать личные вещи человека – награды, табакерки, письменные принадлежности – рядом с его портретом, как тут, на выставке.[b]– А есть на выставке предметы вроде алмаза «Орлов» с легендой, похожей на роман? Живет версия, что граф-фаворит подарил этот дорогой камень Екатерине за ее же деньги.[/b]– Есть подарок императрицы князю Потемкину-Таврическому – сабля XVII века. Это, скорее, не знак любви, а знак уважения к полководцу и выдающейся личности. Дар любви все-таки есть на выставке. Это пасхальное яйцо «Клевер» 1902 года – последнее произведение гениального ювелира Михаила Перхина, работавшего на фирме Фаберже. Мы его редко показываем, оно очень хрупкое. В этом яйце был тончайшей работы сюрприз – большой четырехлистник клевера, который очень редко встречается в природе. Его называют «губами влюбленных». Николай II хотел тронуть сердце Александры Федоровны таким лиричным подарком.[b]На илл.: [i]Пасхальное яйцо «Клевер». 1902. Фирма К. Фаберже.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.