втр 15 октября 02:51
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Футбол как предчувствие войны

Футбол как предчувствие войны

«Нику» вручили в девятнадцатый раз

[b]В отличие от тинейджера «Золотого Овна», юного «Золотого Орла» и младенца «Белого Слона» «Ника» – девушка взрослая, самостоятельная и достаточно разумная на двадцатом году своей жизни. И хотя выбирать фаворитов ей пришлось из той же колоды, что и всем, но коллективный разум 645 киноакадемиков все-таки ухитрился «раздать серьги» с поистине дипломатической ловкостью, окончательно стерев условное деление на «своих» и «чужих».[/b] Ледяные скульптуры крылатой богини в полный рост встречали у парадного входа в Театр Российской армии. Играя на мартовском солнце цветными бликами, хрупкие создания как бы намекали творцам на быстротечность славы мирской. Сегодня ими восхищаются, а завтра от них – мокрое место. Впрочем, художникам и примкнувшим к ним гражданам, спешащим на церемонию, похоже, было не до философских раздумий. Их больше занимал ход конкурсной интриги. Какие из 119 картин, принявших участие в конкурсе, одарит «Ника» своим вниманием? Что нового припас неистощимый на выдумки Юлий Гусман? На первый взгляд, «Ника» с прошлого года не изменилась – во всяком случае, внешне. И это, кстати, позиция. «Мы очень хотим, чтобы «Ника» не подвергалась изменениям, а сохраняла конструктивную позицию добра, уважения и помощи отечественному кинематографу, на которой была основана двадцать лет тому назад, – проникновенно сказал Гусман корреспонденту «ВМ». – Со стороны конкурентов мы иногда чувствуем зависть, злобу или неполезное давление в наших делах. Но ничего – это пройдет. Это дело совести и чести каждого человека – как жизнь прожить». От себя добавим – и как ее показать. Потому что смешливый «отец «Ники» пережил в последние месяцы несколько неприятных моментов, когда центральные каналы отказали ему в трансляции. Выручил в последний момент СТС. Роднянского не остановило то, что буквально неделю назад его же канал с пафосом преподнес церемонию «Белого Слона». Как положено, начало церемонии задержали минут на тридцать. Как обычно, Юлий Соломонович учил «заслуженных и народных» правильно аплодировать – с боевым задором. Для пользы дела даже натянул на лицо резиновую маску. Как всегда, почтили память ушедших в минувшем году – на этот раз под пение Тамары Гвердтцители. Официальные слова поздравления пришли на этот раз от самого президента. Зал приготовился скучать, но тут вовремя появился Михаил Ефремов и напомнил остроумными стихами Дмитрия Быкова о вечных ценностях – вроде трубки Говорухина или «глаза Франкенштейна» Валерия Тодоровского. А также о месте кино и Музея кино в сердце зрителя. Все растрогались. А уж когда Эльдар Рязанов напомнил, что именно в этом здании снимал полвека назад «Карнавальную ночь» и все бесчинства товарища Огурцова, заностальгировали окончательно. Тем более что «Ника», по мнению классика комедии, «единственное место, где мы видимся». Спустя минуту все лицезрели обладательницу почетной премии «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» – Нею Зоркую. Кстати, легендарный киновед до сих пор читает лекции по истории и теории кино в четырех вузах столицы. Тем временем на сцене появилась Мария Шукшина в смелом декольте. Она стала первой соведущей Гусмана. Наградить победителя в «рукотворном искусстве» – анимации – доверили голосу «Ежика в тумане», Алексею Баталову. Артист грустно заметил, что теперь его узнают именно по этой работе, и вручил приз Наталье Орловой, создавшей чудный мультик «Каштанка» – грустный и трогательный одновременно. Лучшим неигровым фильмом признана эпичная «Блокада» Сергея Лозницы из Санкт-Петербурга. Лучшим художником – Владимир Аронин («Статский советник»). Императрица всех гардемаринов, Светлана Дружинина, в расшитом блестками черном камзоле, вручила приз лучшему художнику по костюмам Елене Малич («Garpastum»). Олимпийская чемпионка Светлана Журова – звукорежиссеру Кириллу Василенко («9 рота»). Надо ли говорить, что все лауреаты в лучших традициях «Оскара» благодарили со сцены своих режиссеров и отдельных членов группы, а также маму-папу? Тут лиричную Шукшину сменила жесткая Алена Хмельницкая. И понеслось. Нина Усатова в кружевах затянула было «Каким ты был, таким остался – орел степной, казак лихой». Только зал расслабился – ей на подтанцовку, как черти из табакерки, выскочили «Отпетые мошенники», которые пытались осквернить светлый образ своими циничными частушками. В интригу вмешался усатый Сергей Баталов, который и получил из рук Усатовой «Нику» за лучшую мужскую роль второго плана («Коля – перекати поле»). Мы порадовались за Сергея («Ника» у него первая) и поинтересовались, ждал ли он такой улыбки судьбы. «Нет, все очень неожиданно, – сказал актер. – Недавно на «Белом Слоне» я радовался за потрясающего артиста Сережу Гармаша, которого оценили критики. Сегодня я был спокоен – уверен, что и «Нику» дадут Гармашу. Когда объявили меня – растерялся. Правда, не ожидал. И даже не знал, что говорить. Мне больше всего хотелось, чтобы Ира Розанова, которая в фильме сыграла мою жену Валю, тоже получила «Нику». На вопрос, похож ли он на своего героя, Баталов ответил: «Нет, я другой. И жизнь у меня другая. Но я играл своего дядьку. В детстве в небольшом городке моя мама отправляла меня к нему, чтобы передать что-то. И я приходил – а он так сидел неподвижно и смотрел в окно. Так жил. Я запомнил эту ситуацию – когда человек сидит и смотрит в окно. А жизнь идет мимо…» Видимо, на небесах (или в президиуме академии) услышали призыв Баталова – потому как «Нику» за лучшую женскую роль второго плана из рук Тиграна Кеосаяна спустя две минуты получила именно Ирина Розанова. У отца актрисы 19 марта день рождения, ему исполняется 79 лет. «Папа, это для тебя!» – актриса подняла тяжелую статуэтку и показала ее камерам. Гражданин Одессы Роман Карцев повысил сентиментальный градус, прочитав строчки Жванецкого о том, что «землю надо любить, детей надо хотеть, родословную – восстановить». И заодно вручил грузину Левану Закареишвили заветную статуэтку за фильм «Тбилиси, Тбилиси» за «лучший фильм стран СНГ и Балтии». Парад VIP-персон на сцене продолжила звездная пара Белла Ахмадулина и Борис Мессерер. По сценарию они должны были вручать приз и цветы «Чести и достоинству» – Марлену Хуциеву. Ахмадулина прочитала стихи, посвященные режиссеру, а тот стал на колено и возвратил ей букет. На экране крутился фрагмент «Весны на Заречной улице», сверху сыпались листки бумаги, на сцене пели Петр Тодоровский и Гарик Сукачев. Концептуально. Опустим двадцатиминутное выступление растроганного мастера, который вспомнил «веселые звезды бесконечного неба» и неожиданно для многих прочитал наизусть «Когда волнуется желтеющая нива…». «Открытием» года вполне справедливо был признан Андрей Кравчук («Итальянец»), с чем его поздравил Владимир Зельдин, прочитавший монолог Дон Кихота об обете рыцаря. Татьяна Толстая посочувствовала бедным сценаристам и назвала лучшего среди них – Юрия Арабова («Солнце»). А вот Леонида Ярмольника, зашифровавшегося под оператора в кепке, сразу и не признали. А он тем временем яростно снимал очередную соведущую Гусмана – роскошную Анастасию Заворотнюк, в чем не преминул сознаться публике. Свой лысый череп объяснил решающей фазой съемок у Германа-старшего («Мы начали сразу после Люмьеров»). А потом назвал лучшего оператора – Юрия Клименко («Космос как предчувствие»). Парад звезд продолжили брат и сестра Мироновы. Евгений и Оксана станцевали страстное танго, после чего Миронов объявил лучшего композитора – Дато Евгенидзе («9 рота»). По случаю объявления основных фаворитов появилась Евгения Крюкова в роскошном платье цвета слоновой кости с черными кружевами. А вручать приз доверили Инне Чуриковой – в розовокоричневом бархате. Она и назвала имя актера номер один. Конечно, это Конек из «Космоса» – Евгений Миронов. Артист, поблагодаривший, как водится, маму, намекнул, что у его конкурента, Артура Смольянинова, все еще впереди. А другого – Никиты Сергеевича – уже, увы… После остроумного «Капустфильма», сооруженного неизменным Аркадием Ининым, сатирическую эстафету продолжил Геннадий Хазанов, который вспомнил чудный случай на заводе «Серп и молот», а потом опустился на колени перед Алисой Фрейндлих – победительницей в номинации «Лучшая женская роль» («На Верхней Масловке»). «Этот фильм побуждает нас к поиску и самопознанию», – сказал Марк Захаров о сериале «В круге первом». И вручил «Нику» его создателю – Глебу Панфилову. Кстати, номинация «За достижения в телевизионном кинематографе» в этом году присуждается впервые. Сам Глеб Анатольевич, похоже, был поражен таким поворотом. Корреспонденту «ВМ» он признался, что абсолютно не ожидал ничего подобного: «Инночку пригласили представить лучшую мужскую роль, она меня попросила, и я пошел с ней за компанию. Хотел просто посмотреть…» [b]– Неужели вы первый раз на «Нике»?[/b] – Первый. Это называется – удачно зашел. [b]– Чем для вас стала работа над книгой Солженицына?[/b] – Я прожил кусок сложной драматической жизни – хотя это жизнь других людей (в фильме 90 персонажей!), но на это время она стала моей. И в этом смысле она очень повлияла на меня. Я на съемках не только уставал из-за большого напряжения, но и приобретал. Все это меня обогатило – мне кажется, я стал чуть мудрее. Финал церемонии прошел под девизом «природа не отдыхает на детях». Из рук Галины Волчек Алексей Герман-младший получил «Нику» как лучший режиссер за «Garpastum». Но главный сюрприз был впереди. Ведь считается, что можно быть лучшим режиссером и снять не лучший фильм – к этому бреду все уже привыкли. Поэтому, когда под барабаны ансамбля Алексея Усова на сцену вышли с подарками (пленкой «Кодак» и ключами от автомобиля) Владимир Малышев и Игорь Шабдурасулов и назвали лучший фильм года – «9 рота», – никто особо не удивился изысканному вкусу киноакадемиков. Как и явлению Роднянского, который стал открещиваться от неприятного слова «блокбастер» и превозносить творческие ресурсы Бондарчукамладшего. Картина снята при поддержке СТС, камеры которой работали весь вечер. Невероятное совпадение, не так ли? Впрочем, выпить за здравомыслие, толерантность и солидарность с «Золотым Орлом», взявшим под свое крыло ту же «9 роту», никто не отказался. Утомленные пятичасовой церемонией гости потянулись через площадь в Центр вооруженных сил. Там в полночь распахнул свои двери праздничный банкет. Весьма скромный, кстати, без разносолов. В тему: на войне как на войне. [b]На илл.: [i]У входа в Театр Российской армии Федора Бондарчука встречают ледяные «Ники» – он еще не знает, что вскоре будет держать в руках «Нику» золотую.[/b][/i]

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада