И доснять не успеть
[b]Операторское мастерство невооруженному глазу не видно. И все-таки невозможно было не обратить внимания на своеобразие камеры Владимира Ильина. Оператор последних фильмов Алексея Германа-старшего, он придал мрачному пафосу фильма «Хрусталев, машину» определенную поэтичность, будто пронизал эту жуткую историю холодным солнцем.[/b]Выпускник ВГИКа, Владимир Ильин снимал много известных фильмов советского кино. Он умер на 69-м году жизни после тяжелой болезни, во время которой не прерывал работу над новым фильмом Германа «Трудно быть богом».Мастерство Владимира Ильина стало легендой. Режиссеры, с ним работавшие, коллеги по цеху – все говорят о преждевременном уходе Ильина не только как о человеческой трагедии, но и как об огромной утрате для кино.[b]Оператор Вадим Юсов:[/b] «Очень хорошо помню свое первое впечатление о его работе. Это фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный» по сценарию Валерия Приемыхова. Особенно хорош там был оператор.Тогда ведь пленка была низкочувствительная, снимать было сложно – не то что сейчас, когда все к твоим услугам: снимай иллюминированную ночную улицу – вот и получится иллюминированная ночная улица. А тогда образ ночного города нужно было создавать. Не буду раскрывать вам секретов ремесла и рассказывать, какие хитроумные приспособления придумал Владимир Ильин, – потом я прочел об этом в его статье в журнале «Техника кино и телевидения» и приятно поразился его инженерным способностям. Результатом его операторской изобретательности был очень органичный, живой образ ночного Ленинграда. В нем, помимо достоверности, была и поэтичность. Этот фильм убедил меня в его высоких возможностях как мастера и художника».[b]Кинорежиссер Игорь Масленников:[/b] «Печальная это история очень. Я с ним работал, и довольно много. Когда-то он снимал «Собаку Баскервилей», потом мы вместе работали на сериале «Что сказал покойник».Он был совершенно необычный оператор, чрезвычайно творческий человек. Не закрывался техническими приспособлениями, а брал на плечо камеру и сам превращался в штатив. Для него не существовало неразрешимых проблем, он много снимал импровизированно. И обладал таким художественным даром – кстати, рисовал прекрасно, – что на экране каждый кадр выглядел эстетично, красиво. Это огромная беда, что его не стало».[b]Кинорежиссер Алексей Герман (старший):[/b] «Смерть оператора Владимира Ильина – большая беда не только для санкт-петербургского, но, считаю, и для всего российского кино, потому что крупных, серьезных операторов сейчас почти нет. Ильин приехал из далекого мордовского села. По национальности он был эрьзя – это такой исчезающий народ. По внешности походил на лесоруба. И при этом потрясающей эрудиции был человек. Знаток живописи разных школ. Мог часами напевать Баха. Всегда готов был помочь артисту, выявить его своей съемкой – и при этом обладал жесткой рукой, способной провести панораму, точно поймать необходимую крупность.Он был очень независимым человеком и так и не стал членом Союза кинематографистов. Однажды пришел туда с заявлением, а его попросили подождать. И он понял, что они там просто треплются на другие темы, да и ушел. Мы с ним работали вместе последние лет двенадцать, и его уход для всех нас большой удар».