чт 17 октября 09:39
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

В Лиссабоне грезят о Байкале

В Лиссабоне грезят о Байкале

Современное португальское искусство в ГЦСИ

[b]Это один из первых в России показов работ актуальных художников с родины Васко да Гамы и Камоэнса. Проект «De Dentro – В глубину» – многоуровневый. Он предполагает и выставку, и обширную видеопрограмму, и «круглый стол» на тему португальского contemporary art.[/b] Основная часть – экспозиция работ шести признанных на международной арене творцов, участников биеннале в Венеции и Сан-Паулу. Анализируя ее, удивляешься, сколько общего у Португалии с Россией. Как и у нас, у них несколько десятилетий царил режим. В искусстве ценился национальный колорит, приветствовалось использование фольклора, а contemporary art отвергалось. Многим мастерам приходилось уезжать работать за рубеж. Словом, знакомая до боли ситуация. Ее последствия печальны. Когда хунта отошла в прошлое, заокеанские искусствоведы задумались – как же в современном португальском искусстве отразилась сама Португалия? Оказалось, почти никак: большинство местных «актуальных» в своем творчестве – космополиты. И в представленных на выставке ГЦСИ работах тоже нет ничего, что напоминало бы конкретно о Португалии: о ее пейзажах, исторических памятниках, обычаях и традициях. Зато – вот неожиданность! – одна из картин повествует о русском ландшафте. Жоау Пеналву вдохновил факт, что в Байкал впадают 336 рек. Художник стал собирать информацию об озере и в конце концов посвятил ему видеофильм. На другой видеоработе этого художника вроде бы тоже просматриваются пейзажи, но едва-едва. Камеру Пеналвы привлек… туман. На молочно-белую пленку, за которой едва различаются неясные контуры, некоторые посетители вернисажа реагировали настороженно: наиболее нетерпеливые принимали художественный прием за техническую неполадку и устремлялись к другим экспонатам. Например, к серии фоторабот Елены Алмейды «Я здесь». Название можно воспринять как призыв к Господу и к зрителю. На нескольких крупноформатных автопортретах коленопреклоненная художница меняет положение рук, туловища и головы. Ее изображения вызывают ассоциации и со скульптурой, и с перформансом. «Мое тело похоже на сундук, сосуд для эмоций или воспоминаний, который люди (и я сама) могут заполнить или опустошить», – говорит сама художница. Из инсталляций впечатляют работы Руя Шафеша. Большие конструкции из металла в его исполнении кажутся легкими. В них есть и романтический отголосок Средневековья, и эхо немецких экспрессионистов. Чудовищный инструмент, чем-то напоминающий косу смерти, символизирует «Прах К. Т. Дрейера». Есть и менее абстрактные объекты. Например, невероятных размеров костыли и горькая надпись под ними: «Счастье переоценено». Выставка «De Dentro – В глубину» продлится до начала мая. Ее дальнейший маршрут: Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Скандинавия. А осенью португальцев снова ждут в ГЦСИ, на Международном фестивале молодых художников. [b]На илл.: [i]Елена Алмейда. «Я здесь» (2005).[/b][/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше