сб 19 октября 05:45
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Массовая маска

Массовая маска

«V значит вендетта»: революционный манифест как комикс

[b]Как скоро расщедрятся на новый фильм самые известные братья современного коммерческого кино – Энди и Ларри Вачовски, – бог весть. Три «Матрицы» принесли им столько денег и популярности и были настолько холодно (с каждой серией все холоднее) приняты критикой, что сейчас по ряду причин культовые режиссеры могут отдыхать. Отдых, однако, не помешал братскому дуэту подарить сценарий, который им когда-то мечталось воплотить на экране самим, своему бессменному первому ассистенту Джеймсу МакТигу. «V значит Вендетта» – его режиссерский дебют.[/b] Вообще-то буква V в массовом сознании ассоциируется скорее со словом Victory – то есть победа; знак победы – сложенные галочкой пальцы. Однако автор комиксов «V значит Вендетта», а вслед за ним и создатели одноименного фильма не могли допустить столь однозначной трактовки. В конце концов, до того как главные герои одержат окончательную победу над вымышленным тоталитарным режимом, правящим в гипотетической Британии, им предстоит пройти все перипетии конспиративной и подрывной деятельности. А следящий за оными зритель (читатель) не должен догадываться об исходе борьбы. Хотя, что тут догадываться: где вендетта, там и виктория. Представления британцев, а тем более американцев о революционном движении жителям страны победившей (пусть в прошлом) революции неизбежно покажутся наивными. Да и о том, что такое тоталитаризм, на Западе знают, как ни крути, только понаслышке. Абстрактное промывание мозгов британским телезрителям в фильме выглядит детским лепетом в сравнении с любым выпуском новостей по нашему телевидению – даже сейчас, а тем более лет двадцать назад. В общем, о такой революции только комиксы рисовать, таким угнетением только детей пугать. Детей в фильме представляет главная героиня, нежная девочка Натали Портман, совсем недавно вылупившаяся из пеленок «Звездных войн» и сдающая при помощи «V значит Вендетта» экзамен на аттестат зрелости. Многие люди, не знающие реальных путей к сущностному изменению себя, подменяют внутреннюю эволюцию внешней; так и героиня Портман, решив стать революционеркой, расстается, хотя и без удовольствия, с пышной шевелюрой. Бритая наголо, она еще больше похожа на девочку-первокурсницу, а никак не на Фани Каплан. Поскольку действие происходит в Британии, авторам ничего не оставалось, как вспомнить о героях единственной тамошней революции, кромвелевской. Точнее, о предтече оной, Гае Фоксе, который 5 ноября 1605 года пытался взорвать парламент – и, увы, не преуспел. Довершить дело Фокса, осуществив идею Порохового заговора, берется безвестный борец по кличке V; лицо его скрыто за маской (на вид деревянной), имитирующей улыбающееся лицо Фокса и его шляпу. Так в маске до самого конца и ходит. Смелое режиссерское (сценарное? продюсерское?) решение. Когда Лондон наводняют анонимные революционеры-террористы в одинаковых масках, сразу возникают мысли о том, что террор – лишь оборотная сторона тоталитарной медали, и пропагандируемая им унификация людей во имя высшей цели не менее опасна, чем прямое угнетение личности. Идея хороша, но не нова. К тому же на уровне визуальном образ реального человека в неподвижной марионеточной маске был куда более эффектен в фильмах чеха Яна Шванкмайера. Сравнение, однако, МакТигу не грозит: у него и Шванкмайера аудитория совсем разная. Роль V играет Хьюго Уивинг: его агент Смит был, бесспорно, самым ярким персонажем «Матрицы», и размножение людей в масках Фокса наводит на мысль о бесстыдной самоцитате. С другой стороны, связать персонажа V с Уивингом сможет абсолютное меньшинство российских зрителей. Ведь от актера замаскированному террористу досталась лишь пластика, по большей части скрытая черным плащом, и голос, уничтоженный дубляжом. Для другого важнейшего героя фильма, диктатора Адама Сатлера в исполнении Джона Херта, не менее важны интонации голоса (недаром Херт – виртуоз закадрового текста, о чем знают все, кто смотрел «Догвилль» и «Мандерлей»), но и их наша публика не услышит. Так и весь фильм: яркие картинки, вроде бритоголовой Натали Портман, останутся, а изложенная в словах суть никакого эффекта не возымеет. В обществе потребления, верные сыны которого и изготовили «V значит Вендетта», главный смысл революции – глубоко частный, психотерапевтический; об этом многое сказано еще в «Бойцовском клубе». Для того же, чтобы стимулировать новую революцию в России, никаких фильмов не хватит.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?