Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Эверест для актера

Развлечения
Эверест для актера

[i]Брать у актера интервью, когда он только что отыграл премьеру собственного моноспектакля, — занятие почти взрывоопасное.Но выбирать не приходится, когда имеешь дело с [b]Александром Филиппенко[/b], неуловимым и фонтанирующим.И только что отыгравшим свою новую программу «Не надо бороться за чистоту, надо подметать» по Булгакову, Платонову, Зощенко и Михаилу Кольцову.Он лихо ведет машину и вдруг, почти бросив руль, взрывается от воспоминания о том, как партнерша, заигравшись, укусила его за палец. «Вдохновение на нее, видишь ли, нашло! Как нашло, так и уйдет!!!» Конечно, что такое вдохновение, ему и самому прекрасно известно, но жесткую форму, где пропорции юмора, сарказма, жути и печали взвешены, как на аптекарских весах, он ценит не меньше. Недаром уже больше пятнадцати лет держатся, не рассыпаясь, его «Мертвые души». Недавно он с успехом отыграл этот спектакль в Германии, получил приглашение приехать еще. А на днях высокие судьи будут решать, давать ли ему за «Душ» Госпремию.[/i][b]А ты говорила...[/b]— «Мертвые души» ставились, что называется, к дате, а доросли до выдвижения на Госпремию. В 1984 году отмечалось 175-летие Гоголя, и режиссер Розовский решил — почему бы не отметиться, раз дата хорошая. Предполагался конкурс чтецов к юбилею. Надо было подготовить отрывок минут на пятнадцать. Розовский многим предлагал, но так получилось, что практически через день текст выучил только я. Надо сказать, в те времена актеров четко делили на тех, кто работал по системе Станиславского, и тех, кто работал по системе Закушника, видного теоретика в жанре художественного слова, ихнего «Станиславского». И когда артист смешивал эти две системы, привнося элементы театра на эстраду, его не принимали. За это поплатились многие — Калягин, например, долго сдавал свою программу по Рабле. Меня не выпускали с рассказом «Рождение человека» Горького.В стенограмме худсовета я видел фразу — «когда артист с Таганки у нас на глазах стал рожать...». Вот и с Гоголем были проблемы. Тем не менее премию мы все-таки получили, и у меня остался кусок готового текста на пятнадцать минут. Мы решили работать дальше. В итоге получился отдельный спектакль. А поскольку я тогда уже был актером Вахтанговского театра, он назывался по-академически «Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Последние главы».Первые декорации «Мертвых душ» от «Союзтеатра» сгнили, занесенные снегом. Вторые — в Театре «У Никитских ворот» — пропали. Потом я два года играл в Челябинском Камерном театре, где «Мертвые души» просто стояли в репертуаре. Четвертые декорации я заказывал в мастерских «Современника» на свои деньги. Мне Александр Петрович Свободин покойный говорил: «Сашенька, это ваш «Эверест», вы уж его не бросайте». Я до сих пор получаю колоссальное удовольствие от того, что зритель за два с половиной часа становится твоим партнером, приходит на те же позиции, что и ты. Ведь ты должен еще что-то и от себя добавлять, иначе можно было бы ограничиться домашним чтением. Мне администратор один рассказал — на выходе после «Мертвых душ» пожилой мужчина укорял свою даму: «А ты говорила — сдай в комиссионку, сдай в комиссионку» (имея в виду старые книги).[b]Адреналин как эмоциональное облако — Я слышала интересную историю вашего возвращения на спектакль «Гамлет»: днем вы еще были в Париже, потом вас везли с мигалками из аэропорта, а зрителям докладывали о вашем перемещении по Москве. Вы вообще любите такие выбросы адреналина или все-таки «служенье муз не терпит суеты»? [/b]— Случай с мигалками — исключительный. И я благодарен и нашей милиции, и руководству театра, и зрителям, которые не разошлись. А вообще суеты не люблю, в том числе и закулисной, особенно с громкими обсуждениями каких-то бытовых проблем. Тут я просто «убить» могу. Перед «Мертвыми душами» меня с утра лучше не трогать — ведь к этим пятидесяти страницам текста надо подготовиться. Я никогда не говорю, что, мол, победил Гоголя или Достоевского. Я говорю, что остался ЖИВ после спектакля. В классике чуть ослабил напряжение, упустил — все! Тебя размажет по стене!!! Я люблю прийти к самому началу спектакля, чтобы все уже было готово. Звоню заранее в театр, что еду, а потом хожу где-то рядом до последнего. Может, это нескромно, но, говорят, Жерар Филип тоже приезжал в театр за три минуты до спектакля — одеться и сразу на сцену. «Сатирикон» совсем недавно гастролировал в БДТ, и я там тоже прятался до самого начала во дворе театра, декорационных сараях, смотрел на старые доски сцены. Кстати, у нас там был большой успех: публика БДТ оказалась раз в двадцать восприимчивее московской. А что может быть выше для актера, чем сыграть «Гамлета» в постановке Стуруа на сцене БДТ?! Мне потом знакомый театровед заявил: ну все, теперь остается только сыграть в подвале у гениального молодого режиссера забытую классику и получить успех у ста человек. Я сказал, что в Москве таких подвалов нет.Он подумал: «Ну тогда в Венеции». И я согласился — в Венеции, в подвале, по колено в воде (но только подогретой!), с дрессированными крысами сыграть забытую русскую классику у молодого режиссера... Шутка. А что касается актерского адреналина, то это та аура, то эмоциональное облако, которое повисает над залом.[b]— В тот раз вы, наверное, целую грозовую кучу нагнали.[/b]— Говорят, это был один из лучших спектаклей. К сожалению, мы не собираемся перед началом «Гамлета».Однажды Стуруа попытался нас собрать в кружок, но не все это прочувствовали. А собираться нужно обязательно для той самой грозовой тучи. Перед «Брестским миром» в Театре Вахтангова мы всегда встречались в актерском фойе. На секунду — помолчать.[b]— И все-таки «разрушительная сила классики» — звучит, конечно, эффектно, но в чем реально это выражается? [/b]— Как говорил старый одесский администратор, если публика не пошла, ее не остановишь. Если ты провалился с Хлестаковым или Отелло...[i](Тяжелый вздох.) Следующий вопрос.[/i][b]— Вы не просыпались по ночам от ужаса, когда решили уйти из Театра Вахтангова и пуститься в свободное плавание? [/b]— По ночам я просыпался потом, когда мне казалось, что в большом театральном деле я уже участвовать не буду. И я благодарен судьбе, когда возник «Гамлет». И себе — за то, что был готов к такому повороту. Я уже так давно понимал и любил Стуруа, что, знай я грузинский язык, мог бы через день войти в любой его спектакль. Я отменил все свои дела и четыре месяца жил только его репетициями. С таким же настроением я снимался у Бориса Бланка в «Карьере Артуро Уи». Мы буквально жили в Театре Армии, где шли съемки, — от ампирных фойе до подвалов. Эта работа была мало оценена, но это единственная моя роль из золотого репертуара. Знаете, что такое золотой репертуар? Это когда называют роль, и сразу понятно, чего она стоит. Гамлет, Отелло, Хлестаков или Артуро Уи — подите сыграйте! [b]— А Клавдий не золотой? [/b]— Клавдий скорее серебряный. Но, я думаю, в золотой фонд войдет сама идея Стуруа объединить в одном лице Клавдия и Тень отца (тем более в моем любимом жанре трагифарса). Формально — потому что они братья, но не это главное. Там один другого стоит. Каждый ведет свою игру, и каждый в итоге заигрывается — и Гамлет, и Клавдий, и Призрак. Сорвать банк ведь можно и на пятнадцати, но двадцать два — уже перебор.[b]Между физикой и лирикой — Если не секрет — какой предмет вы изучали в цирковом училище? [/b]— Я играл в своем первом фильме «Я его невеста» простого советского шофера Володю Харламова. Мой герой дрался из-за любимой девушки, и меня отправили в цирковое училище отрепетировать драку. Я смотрел, как отрабатывают трюки старые мастера. Только в цирке так честно относятся к профессии. Был там такой Фирс Петрович знаменитый, который со мной работал, или главный балетмейстер Петр Гроднецкий, который потом у нас в Студенческом театре ставил движение и относился к репетициям со студентами, как к главному делу жизни. В этом смысле они такие же учителя для меня, как Аркадий Райкин, Ролан Быков или наши старые вахтанговцы — Гриценко, Плотников, Осенев, Толчанов, Борисова, Ульянов.Вообще «мои университеты» — это и драмкружок Дворца пионеров, и агитбригады физтеха, и ранние КВНы 60-х, Студенческий театр МГУ, «Наш дом», где я уже тогда играл и Платонова, и Зощенко, и Сашу Черного.Потом театр разогнали, я попал в Щукинское на заочный режиссерский и почти одновременно к Любимову на Таганку. Я к тому времени уже два года отработал старшим инженером Института геохимии АН СССР и занимался изучением редкоземельных элементов методом электронного парамагнитного резонанса. В моем подчинении было два прибора ЭПР, и лаборантки приносили мне растворы в пробирках для моих ЭПРов. Самописец выдавал ленту, и я должен был объяснить — почему в таком-то месте такая амплитуда на ленте. Выходило, что я становился как бы заведующим маленькой лабораторией и должен быть соавтором всех проектов.Вот тут-то я оказался перед выбором, кем быть дальше: физиком или лириком. Бросить сцену и вновь вспоминать квантовую механику или... Как раз в это время меня пригласили сниматься. У меня даже есть справка из отдела кадров АН о вольном трудоустройстве.[b]— А можно вас как физика спросить: есть ли такие физические законы, законы природы, которые бы и в театре срабатывали? [/b]— Дайте подумать. Мне первый раз такой вопрос задают. Например, стереометрия. Умение видеть себя в трехмерном пространстве, внутренне представлять своей видеолентой, как движется твой персонаж в этой волшебной коробочке — у кого это? Правильно, у Булгакова. А что касается погоды в зале, этого грозового облака, так просто приборов таких пока еще нет, чтобы его фиксировать. Вот вы пришли в театр, вы поели — в животе не бурчит, ноги сухие, проблемы не мучают — вы раскрылись эмоционально и выпускаете энергию добра.И если ваше облако любви к театру и облако моей энергии сходятся над залом (если сходятся) — тогда-то и получается спектакль. Мне Стуруа рассказывал одну историю. Приехали они с Гией Канчели ставить оперу в Ла Скала. На афише стоит время начала — 8 часов. В день премьеры без пяти восемь они видят, что в зале ни души. Оба в шоке. Вдруг бежит директор и кричит: «О, Санта Мария, тысячу извинений. Я забыл вас предупредить. Когда у нас пишут время начала, это означает начало съезда гостей». И вот с восьми до десяти они съезжаются. А двери закрыты. Они прогуливаются, раскланиваются, смотрят, кто с кем приехал, у кого какие платья и украшения. А двери закрыты. Идет раскачка этого грозового облака. И вот без четверти десять зал открывают... А в десять ноль пять выходит тенор! И берет верхнее «до»!!! И все счастливы и помнят этот спектакль всю жизнь. Вот это театр! [b]— А если по-нашему: с промокшими ногами, проблемами, пустым желудком? [/b]— Тогда это не театр, а что-то другое. Когда я поиграл какое-то время «Мертвые души» в Челябинске, мне администратор однажды сказал: «А вы знаете, к нам стали ходить со сменной обувью». Ведь на кривых ногах и с небритой рожей (по Зощенко) в театр не придешь. Дальше.[b]Период наливного яблочка — А вы не хотели бы что-нибудь сделать непосредственно по профессии, то есть поставить спектакль? [/b]— Я, конечно, ставил курсовые работы в Щукинском. Но потом встретил таких великих режиссеров, с таким неожиданным мышлением и собственным мировосприятием, что мне доставляет больше удовольствия работать с ними и понимать их формулу. Мое дело — выучить текст и не мешать. Режиссер первым увидит, если ошибется.Главное — не произносить эту идиотскую фразу: «Как?! Вы все меняете?!» (Я помню, как Виктюк почти плакал, когда ему в Вахтанговском так говорили.) А когда спектакль выходит, и я один на один со зрителем, режиссер уже не имеет никакого права на меня. Во время премьеры они, как правило, где-то прячутся. Виктюк прятался за кулисами, Стуруа посматривал на нас из самых невероятных мест, а Эфрос все спектакли слушал по трансляции — на слух любая фальшь слышна еще лучше.[b]— Когда вы пришли на Таганку, то не попали в первую десятку...[/b]— Ну почему, мне Юрий Петрович даже Летчика в «Добром человеке» предлагал. Но я уже стал терять часть шевелюры, и вырисовывался другой типаж. Это вообще долгая история. Я в книжке все опишу.[b]— В книжке? [/b]— Ну да, все же пишут. Вон Семен Фарада пишет. А мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь написал о Семене Фараде. Он мой старый товарищ: если ночью мне позвонит, я обязательно к нему приеду. Я попал на Таганку в тот период, когда восприятие театра и его предназначения было самым ярким, — период последних романтиков. Таганка 70-х, Таганка второго пятилетия — это уже не начало: яблочко уже налилось. Я ни секунды не жалею, что был там, пусть даже и во второй десятке. И потом, у меня масса воспоминаний. Ах, если бы вы знали, как мы с Хмельницким и Высоцким спасались от ОБХСС.Таганка впервые привезла «Гамлета» в Ленинград в 1973 году (я там играл сразу три роли: одного из актеров, слугу Полония и священника на похоронах Офелии). А перед спектаклями почти все актеры давали концерты на предприятиях.Вместо билетов — фигурно разрезанные открыточки с месткомовскими штампами «Уплочено». Ах, если бы вы знали, как одну бригаду взяли и допрашивали в Большом Доме на Литейном, а наша бригада ушла. Мне рассказывали про директора одного почтового ящика (конечно, генерал-майор), как к нему на другой день после нашего концерта нагрянули сексоты из фининспекции и потребовали написать на нас «бумагу» про финансовые злоупотребления. А он сказал: «После концерта производительность возросла. Мой коллектив доволен. Закройте дверь моего кабинета с той стороны».[b]— А все-таки, когда артистам лучше жилось, если учитывать и заработки, и свободу, — тогда или сейчас? [/b]— Вы слишком молоды, чтобы понять. Тогда мы жили чудовищно, а сейчас живем катастрофически. Лучше всего про эту «вилку» сказал Жванецкий: «Тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас». Сейчас все зависит только от тебя.А раньше, как в монологе у Райкина: «Мы все вместе, скопом... столько-то молока, столько хлеба, стали... [b]— А вы лично что? [/b]— Мы столько спилили, столько вспахали... [b]— Нет-нет, лично вы? [/b]— Я... Я могу пиво зубами открывать». Вот сегодня я показал, что мог. Пусть, кто может, сделает лучше. Знаете, у раннего Солоухина есть такие строчки: «Солнце разлито поровну. Вернее, по стольку разлито, кто сколько способен взять».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.