Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Юрий Поляков: Гнилую лодку не латают

Сюжет: 

Литкафе «ВМ»
Развлечения
Юрий Поляков: Гнилую лодку не латают
Юрий Поляков перед генеральным прогоном спектакля «Чемоданчик» в постановке Александра Ширвиндта в Московском академическом театре Сатиры / Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости
Слухи о переменах в любимой москвичами «Литературке» обострились после того, как в интервью «ВМ» шефредактор «ЛГ» оптимистично заявил, что вскоре возглавит газету.

Ситуация оказалась двойственной: Максим Замшев, наш автор, говорил о переменах достаточно уверенно. Но интервью, судя по реакции, многих удивило — к таким переменам оказались готовы не все. Начались слухи и домыслы; как говорят, «пошла волна». Что происходит в «Литературке» на самом деле, мы решили выяснить у писателя Юрия Полякова, много лет возглавлявшего издание и, как выясняется, не собирающегося покидать легендарную газету. А поскольку слухи об амбициозных планах Юрия Михайловича обостряются с завидной регулярностью, мы решили узнать истину из первых рук.

— Юрий Михайлович, так какие изменения случились в «Литературке»? Говорят, вы ушли с поста главного редактора?

— Странно, что все спохватились только сейчас, ведь главным редактором я перестал быть почти три года назад, когда «ЛГ» из ОАО превратилась в АНО — автономную некоммерческую организацию.

Не заметили? Я тогда сделался президентом АНО — должность, согласитесь, смешная по названию, к тому же обязывающая помимо редакторских функций общаться еще с налоговыми и прочими уважаемыми, но утомительными структурами. Меня это тяготило. А главного редактора у нас вообще в АНО сначала не было. Был шеф-редактор.

В этой должности работал Максим Замшев, которого я пригласил в свое время из правления Московской городской писательской организации в «ЛГ», почему-то уверенный, что он, аппаратчик, освоит и журналистскую профессию. Впрочем, редактировать «Литературную газету» может и аппаратчик, и писатель, если только, придя на пост, он делает газету, а не свою литературную карьеру, до этого почему-то не задавшуюся. Вообще-то, по моим наблюдениям, писателями становятся не за редакторским, а за письменным столом. Теперь, после плановой перерегистрации и изменений устава, у нас новый руководитель, глава АНО — Андрей Тимохин, мой давний знакомец, человек с большим организационным опытом.

Я же стал председателем редсовета — высшего редакционного органа, определяющего лицо газеты. Должность Максима Замшева теперь называется «главный редактор», хотя круг его обязанностей остался прежним. Дело ведь не в названии. Но я заметил, что есть люди, для которых важнее слыть, а не быть, их больше беспокоит название должности, а не то, как они ее исполняют. Например, у нас в «ЛГ» хозяйственник по фамилии Шавлов совсем извелся из-за того, что он просто «исполнительный директор», хотя никакой исполнительности за ним не замечалось. По новому уставу он стал «генеральным» — и счастлив, чего не скажешь о сотрудниках. Вот такие у нас перемены.

— Будут ли в связи со сказанным какие-то изменения в курсе газеты?

— Не исключаю. Прежде всего по экономическим соображениям. Бумажная пресса сейчас в сложном положении. А «истину царям с улыбкой говорить» и протягивать руку одновременно непросто. Во всяком случае у меня с Роспечатью такой номер не прошел.

Впрочем, тут речь, скорее, о «псарях». Как раз наш-то президент ценит откровенное, пусть и резкое слово, если сказано оно с заботой об Отечестве. Это я заметил по его реакции на мои достаточно острые выступления на заседаниях Совета по культуре. Всем газетам сейчас непросто, если только они не работают на разрушение страны. У этих почему-то с конца 1980-х все тип-топ. А нам, например, отказали в гранте на ежегодную литературную премию «За верность Слову и Отечеству», хотя пять лет назад мы по просьбе администрации президента начали разворачивать редакционную премию в общефедеральную, чтобы хоть как-то уравновесить «букеров». При этом либеральные литературные премии поддерживаются в прежних объемах.

Но не стоит унывать, патриотам всегда в России жилось непросто, нужно искать, выдумывать, пробовать. Большие надежды возлагаем на сайт, который я затеял, едва придя в газету. Сейчас он развивается, но его мобильность, а главное — креативность и острота оставляют желать лучшего.

Видимо, для такого дела требуются мозги помоложе и поизвилистее. 16 лет я занимался оперативным руководством газеты, вникая во все мелочи, придумывая темы, шапки, рубрики, дискуссии, вылавливая в подписных полосах ошибки, пропущенные даже бюро проверки, которого у нас теперь нет — из экономии. Правда, у меня были хорошие заместители, опытнейшие журналисты — Леонид Колпаков и Игорь Серков, некогда возглавлявший «Неделю». Мы общими усилиями изменили газету, сделали ее одним из самых острых гуманитарных изданий, подняли обвалившийся в конце 1990-х тираж «ЛГ», увеличив его в десять раз. Колпаков в новой структуре стал заместителем главного редактора, а вот Серков по состоянию здоровья отошел от дел — это ощутимая потеря для коллектива. В качестве председателя редакционного совета я буду, слава богу, осуществлять стратегическое, а не оперативное руководство, которое теперь ляжет на Замшева и Колпакова. Скажется ли это на уровне газеты, ее остроте, оригинальности? Об этом судить Читателю. Надеюсь, мы его не огорчим. Но если он руб лем не поддержит «ЛГ», как это уже сделал в конце 1990-х, если охладеет к «ЛГ», как Земфира к Алеко, то кадровые перемены продолжатся. Мы живем в жесткое время, а фамилии, указанные в выходных данных, меняют нынче одним кликом — не на мраморе же они золотом выбиты…

Юрий Поляков: Гнилую лодку не латают  Писатель Чингиз Айтматов (слева) и поэт Евгений Евтушенко (справа) на пленуме Союза писателей. В советские времена членство в Союзе писателей было очень престижно и помогало литераторам решать самые разные проблемы — от издания своих книг до получения государственных дач / Фото: Владимир Родионов/РИА Новости

— А правда ли на самом деле, что вы планируете баллотироваться на должность председателя Союза писателей России?

— Нет, даже не собираюсь, хотя и огорчен деградацией этой некогда славной и могучей организации. Поймите, СП России — не просто объединение писателей, это, скорее, гуманитарно-патриотическая партия, имеющая во всех регионах страны отделения, которые активны и влияют на губернские процессы. Именно такой партии нам сейчас не хватает, чтобы выволочь страну из трясины «недокапитализма» и «плутодемократии». Но правление СП РФ, засевшее в особняке на Комсомольском проспекте, впало в такую глубокую летаргию, что спящие тела уже паутиной обросли, там царят развал и семейственность, больше напоминающая богадельню.

Некоторое время назад мы опубликовали подписанное многими известными русскими и национальными литераторами «Обращение к писателям России». Там были и такие слова: «…начиная с середины 1990-х наши съезды и пленумы раз от раза проводились все формальней и кулуарней.

Прекратилась сменяемость руководства и приток свежих молодых сил. Главным содержанием таких пленумов и съездов стало не обсуждение путей развития отечественной литературы и участия в этом процессе СП РФ, не выдвижение новых имен, а торопливое голосование за статус-кво в предвкушении обещанного банкета. Если и съезд СП РФ, намеченный на весну будущего года, пройдет по тому же губительному сценарию, мы потеряем наш союз, а особняк на Комсомольском проспекте окончательно превратится лишь в объект извлечения арендной прибыли. Выход у нас один — сделать предстоящий съезд оздоровительным…» Однако наше обращение было воспринято аппаратом СП как покушение на пожизненное кормление и встречено в штыки, тут же началось строительство баррикад, пока в переносном смысле. В ситуации круговой обороны корыта оздоровление невозможно. Думаю, пользуясь словами Рубцова, «лодка на речной мели скоро догниет совсем»…

— Ну а что вы предлагаете? Что может быть альтернативой? За рубежом, например, никаких союзов нет, есть гильдии...

— Опять отвечу строчкой Рубцова: надо «лодку мастерить себе» — создавать новый союз, гильдию, которая прежде всего возьмет на себя функции профсоюза литераторов, нас ведь даже из реестра профессий выбросили. Писатель в современном обществе наг и беззащитен, как нудист в кактусах. Есть еще одна проблема — депрофессионализация нашего сообщества. Патриотические СП РФ и Московская городская писательская организация, а также либеральные Союз российских писателей и Союз писателей Москвы, борясь за количество, двадцать пять лет принимали в свои ряды черт знает кого и напринимали жуткое число сочинителей, которых назвать писателями можно лишь в том смысле, в каком орущих «Шумел камыш…» зовут певцами.

Давно назревшая профессиональная чистка в нынешних союзах невозможна, гнилую лодку не латают.

Создание новой организации, опирающейся на партнерство с государством, позволит сформировать ее из профессионально работающих авторов разных поколений и идейноэстетических пристрастий.

Нечто подобное обещал на первом литературном собрании президент Путин. Кстати, сегодня есть для этого и материальная база: наконец остатки писательского имущества по решению суда вырваны из цепких лап «крепких хозяйственников» и возвращаются литературному сообществу.

— Хорошо, с «Литературной газетой» и союзами писателей более-менее понятно. А что нового в вашей литературной работе?

— Немало. Редакторство и общественные труды всегда были важными, но не определяющими в моей жизни. Главным всегда был письменный стол, а никак не наоборот. Докладываю: в издательстве АСТ вышли две новые книги «По ту сторону вдохновения» и «Фантомные были». В первой собраны мои эссе о писательском труде.

Вторая, совсем свежая, — это вставные новеллы, которые я извлек из своей иронической эпопеи «Гипсовый трубач», переработал и объединил под одной обложкой. То же издательство приступает к выпуску моего 12-томного собрания сочинений. В начале сезона у меня сразу несколько премьер: в Смоленске, Симферополе, Мурманске. 7 ноября во МХАТе имени Горького у Татьяны Васильевны Дорониной премьера моей новой комедии «Золото партии».

В те же дни лечу в Будапешт, где вышла на венгерском языке моя давняя сатирическая повесть «Демгородок». Заканчиваю новый полумемуарный роман «А секс у нас был!» Он выйдет в конце года также в издательстве АСТ. События разворачиваются в андроповском СССР. Думаю, такой легкомысленной литературной выходки от меня никто не ожидает. Готовлю новую книгу публицистики «Желание быть русским». Как и предыдущие сборники — «Перелетная элита», «Левиафан и либерафан», — она выйдет в издательстве «Книжный мир».

В сборник по традиции я включил мои интервью и тексты, публиковавшиеся в «Вечерней Москве».

СПРАВКА 

За вялотекущими скандалами вокруг размножившихся союзов писателей почти незаметно прошла памятная дата: в последний день лета этого года, 31 августа, исполнилось шестьдесят лет с момента учреждения Организационного комитета Союза писателей РСФСР.

Во многом появление этой организации инициировал Никита Хрущев: создание союза было одной из важнейших инициатив в ряду проводившихся им принципиальных реформ в экономике, идеологии и культуре.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.