Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Павел Бунин: Художнику лучше держаться от власти подальше

Развлечения
Павел Бунин: Художнику лучше держаться от власти подальше

[i]Так началась наша беседа с Павлом Буниным, без рисунков которого обходится редкое издание произведений Пушкина. К столу были поданы чай, печенье и «бутерброды» — белый хлеб с маргарином «Рама». А ананасы в шампанском остались в Вене, откуда художник после эмиграции вернулся в Россию.[/i]— Я все никак не могу привыкнуть, что у меня квартира не восемьдесят метров, как в Австрии, а тридцать, — сокрушался Павел Львович, тщетно пытаясь отыскать какой-то рисунок в своем художественном беспорядке.— Там я жил в прекрасном районе, по московским меркам — где-то около Столешников, до Оперхауз было минут 10—15 пешком. Почему я сейчас в Москве? О, это длинная история...[b]— Я слышала, когда вы жили в Париже, первые красавицы Франции лежали у ваших ног, и о романах «русского» там говорили не меньше, чем о его картинах.[/b]— Что за бред! Не было у меня там ни одного романа, а если и были, то весьма на расстоянии. В Париже не до интрижек: рядом такие музеи, такие прекрасные улицы, которые хочется рисовать, — когда их срисовываешь, ты как бы их осваиваешь. Так что в Париже я жил абсолютно, как монах.[b]— А дети у вас есть? [/b]— Наверное, есть где-нибудь... Но к чему об этом? [i](Тут у Павла Бунина летит из рук бутерброд «Рамой» вниз. С пола он его поднимает и кладет снова на тарелку.) [/i]— Хорошо, давайте по существу. Как вы там про Пушкина говорили: перед ним либо на брюхе, либо...— А это не только про Пушкина, это, по-моему, вообще российская черта. Зачем далеко ходить? Возьмите Иосифа Виссарионовича. А давно ли? А как там наша слава боевая и все прочее? А что сегодня? Заплевали. У меня мало вызывает восторга и то и другое. То же самое относится и к Пушкину. Не надо его канонизировать, он был такой же живой человек, как мы все. Со своими привязанностями, увлечениями и корыстями.Иначе он был бы просто неинтересен. Это можно сказать про всякого писателя. Только тем и занимает нас какой-нибудь Софокл или Шекспир, что он говорит о тех же самых вечных ценностях и коллизиях человеческой жизни. Но Александр Сергеевич, конечно, не тянет на Шекспира, что нисколько его не умаляет...[b]— ... [/b] [i](Я громко ставлю свою чашку с остывающим чаем и выразительно смотрю на П. Б.) [/i]— Давайте же сохранять пропорции! Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой речи сказал, что Пушкин — это наше все. Он не наше все. Существует Лев Толстой, тот же Достоевский, Лермонтов. Почему же от них отказываться? А кроме того, разве тот же Шекспир, Гюго, Гете — это не наше? Только от невнимания они могут быть для нас отдаленными фантомами. Это общее наследие. Но, увы, «мы ленивы и нелюбопытны». А если внимательнее читать Пушкина, то можно найти и весьма неоднозначные стихи. Все прекрасно помнят его, что «чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».А в стихотворении, посвященном польскому восстанию, есть и такие строки: «То наша стонет сторона, то ваша гнется под грозою. И вы надменно пировали, Кремля позор сей царский плен, а мы о камни падших стен младенцев в Праге разбивали».[b]— Вам не удастся меня убедить, что всю жизнь вы иллюстрировали Пушкина, не любя его произведений.[/b]— Я начал рисовать Пушкина в тридцать седьмом году. Мне было десять лет и меня «зацепило» не тем, чем он славен, а тем, что в этот год справляли юбилей Пушкина. Он был вездесущ, он был везде. На коробках, в книгах, о нем вопили по радио, ставили фильмы. Так он вошел в мою плоть и кровь, а кроме того, что-то я уже к тому времени читал, так что было чему откликаться... Позже, конечно, я не ставил перед собой задачи развенчать поэта, с какой стати? Ведь это был наиболее приятный для меня способ зарабатывать хлеб.Лучше иллюстрировать Пушкина, чем Бубенова, например. Как вам кажется? [b]— Мне вот что важно услышать от вас. Если бы Пушкин прожил на два-три года подольше и появилась бы его фотография, вам как художнику она помогла бы? [/b]— А она и появилась. Был вовсе не первоклассный художник Линев, первоклассные подсознательно хотели подать Пушкина по возможности блестяще. Вы же помните, «себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Такое мог позволить себе Кипренский, любимец моды легкокрылой, хоть ни британец, ни француз, ты вновь создал, волшебник милый, меня питомцем каких-то муз. А Линев был очень посредственный художник. И он не смел дурить перед своей знаменитой моделью. Считайте, что его портрет Пушкина — это фотография. На ней поэт — глубоко уставший человек, с явно исчезающей знаменитой кудрявой шевелюрой и весьма грустными, если не сказать больше, глазами. Я считаю, что он именно выполнил роль фотографии.[b]— Вы на портрет Линева ориентируетесь или ваше воображение рисует своего Пушкина? [/b]— Какое там воображение... Вопервых, мы видим его бесконечный профиль, который он сам рисовал. В автопортретах он такой, каким ему хотелось себя видеть. Потом существует маска, а она схожа с портретом.То же самое впечатление: это лицо глубочайше, я скажу даже смертельно уставшего человека. Он не мог не устать. Понимаете, у человека запас сил весьма ограничен.[b]— Павел Львович, для себя вы это всегда помните? [/b]— Иногда на меня накатывает что-то вроде пророческого восприятия глобальных событий, я говорю иногда не иначе, как с высоким почтением. Потому что постоянно ни один человек не может быть на пике. Натура должна отдыхать, как поле после снятия урожая должно побыть, как выражаются мужики, под паром.[b]— Поэтому вы сейчас мало рисуете Пушкина? Щадите себя? [/b]— А зачем? У меня его достаточно. Смотрите, сколько папок. Что, рисовать, чтобы на одну папку стало больше? Какой смысл? Книга моих рисунков по Пушкину уже вышла, и в этом вовсе была не моя заслуга. Мой старинный приятель побеседовал со своим однокашником, крупным предпринимателем, и он поддержал мое начинание. Если бы не его деньги, не видать бы мне альбома как своих ушей. Вся беда только в том, что его содержание было готово не то 30, не то 40 лет назад. И о необходимости выпустить его тогда писали академик Алпатов, академик Сидоров, Ираклий Андроников, лучшие из наших критиков, но это не помогало. Я заглянул однажды в кабинет Фурцевой, показал свою голову: посмотрите, я уже седею. А мне в ответ: ну мы же знаем, как подобные письма составляются...Потому я и уехал: мне не давали работать, а ходить и упрашивать — нет уж, помилуйте.А когда я уезжал, за право вывезти свои работы мне предъявили та-акой счет! С издевкой: вот видите, как мы вас ценим. Я пошел на шантаж. Заявил, что мне терять нечего, созову иностранных корреспондентов и устрою публичное сожжение своих картин, вы тогда вообще ничего не получите. Они тут же инсценировали куда-то звонок, я уверен, что на том конце провода никого не было, и сумму снизили в три раза......Помню, когда на второй неделе после моего приезда в Австрию открывалась моя персональная выставка и директор музея Вальтер Кошацкий поздравил австрийцев, что теперь среди них будет новый (дальше шли всякие комплименты) художник, у меня отнялась нога. Это был нервный стресс. Я думал: кто я им, что я им, хоть бы кто-нибудь так говорил со мной в России из власть имущих...[b]— Когда вы возвращались в Москву, за ввоз с вас денег не потребовали? [/b]— Нет, слава Богу... Конечно, довлело то, что называется «любовь к отечественным гробам». Это вещь серьезная и привязывает покрепче ОВИРа. Но тем не менее, когда чувствуешь, что задыхаешься от недостатка воздуха, для сохранности себя приходится принимать крутые меры и идти на многое. Блок сказал, что Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха. Он и сам был убит таким же образом. Вы что же думаете, если недодали ему кочана капусты, так это уже смерть? Когда есть некоторая внутренняя сверхзадача, человек перенесет и не такую диету.[b]— Простите за бестактность: почему вы рисовали чуть ли не на оберточной бумаге? Где вдохновение захватило, там все и случилось? [/b]— Нет уж, извините, мне просто не на чем было рисовать. А вы думаете, почему я график? Во-первых, в пятиметровой комнате не очень-то развернешься с холстами, а во-вторых, у меня просто не было денег на краски. На Западе я жил только портретами. А в Москве лучше всего я рисую в гостях — чужой бумаги не жалко.[b]— Сейчас на что живете? [/b]— На пенсию. И на случайные заработки, какие-то гонорары. Но это капля в море. Просто у меня есть такая хорошая школа нищеты, что меня уже ничто не прошибет. Естественно, я ни на что и не надеюсь. Зато и не разочаровываешься никогда, когда не надеешься...Ужин затягивался. К бутербродам, как ни настаивал Павел Львович, я не притронулась. Поздно уже было, пора раскланиваться. — Почему вы спрашивали меня только про Пушкина? Я ведь рисовал и Омара Хайяма, и много еще чего...[b]— Год сейчас юбилейный. А почему вы говорили только о прошлом? [/b]— С настоящим и так все ясно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.