пт 18 октября 17:06
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Великая мадемуазель, изменившая ХХ век

Великая мадемуазель, изменившая ХХ век

Ей уже 115 лет...

[i]Не в пример нынешнему, лето-97 стало пиком присутствия знаменитостей на парижских модных мероприятиях. Кинозвезды и рок-дивы сидели в первых рядах на показах «высокой моды» и буквально следующим же вечером щеголяли в купленных прямо с подиума костюмах и платьях. Но наибольший ажиотаж среди этого «звездопада» вызвала Деми Мур. Известие о том, что актриса приобрела все права на экранизацию биографии [b]Коко Шанель[/b], написанную Акселем Мадсеном, приковало пристальное внимание модной общественности как к миссис Брюс Уиллис, так и к Дому моды Шанель. Двадцать семь лет, прошедших со дня смерти «великой мадемуазель», не стерли из людской памяти ее жизнь, высказывания и созданный ею стиль одежды. Стиль, изменивший ХХ век.[/i] Женщина, все созданное которой прочно подпадает под понятие роскошь, элегантность и шик, родилась в семье бедных французских провинциалов в августе 1883 года. Родители [b]Габриэль Шанель [/b](таково подлинное ее имя) не успели официально оформить отношения, и девочка появилась на свет незаконнорожденной. Тринадцать лет она прозябала в городке Самюр-на-Луаре, а после смерти матери была определена в монастырский приют для сирот, где монашки научили ее шить, работать с тканью и вышивать. В 18 лет Габриэль свободна, как ветер, и бедна, как церковная мышь. Зажиточные сестры отца забирают ее в Мулен и демонстрируют бедной родственнице все прелести богатой жизни: прогулки с молодыми офицерами, модные магазины, а главное — великолепные наряды — роскошь, которую Габриэль еще долго не сможет себе позволить. Блеск беззаботной жизни настолько потряс молоденькую модистку, что она решила во что бы то ни стало попасть в «закрытую зону». При поддержке знакомых офицеров Габриэль устраивает себе успешный дебют на сцене бара «Ротонда». Правда, певческой карьере существенно мешал слабый голосок дебютантки, о чем ей, нимало не смущаясь общими восторгами, сообщил один из завсегдатаев бара Этьен Бальсен. Этой дерзости хватило для начала пылкого романа. Но Этьена, вскоре унаследовавшего огромное состояние, стала тяготить экстравагантная и требовательная простолюдинка. И когда весной 1908 года Шанель увлекается его приятелем по кругу «золотой молодежи» Артуром Капелем, Этьен с облегчением передает возлюбленную на его попечение. Шанель быстро переросла узкие рамки подружки богатого светского мальчика. Деньги и связи английского аристократа Капеля она использует и для своего возвышения. Переехав в Париж, Коко (теперь она звала себя именно так) обзаводится престижными клиентками и уже через четыре года открывает свой первый магазин. Шанель очень скоро поняла, что никогда не станет своей в великосветском окружении Капеля и поэтому их законный союз просто невозможен. Теперь ее цель — независимость. От бедности, снобствующих аристократов и... от возлюбленного. На протяжении следующего десятилетия Шанель, используя влияние первой мировой войны на общество и стремительное упрощение нравов, осуществляет подлинный переворот в моде: изобретает купальный костюм, отказывается от корсетов, занижает талию на платьях, беззастенчиво заимствует для своих моделей детали мужского костюма, вводит в моду трикотаж и — апофеоз! —брюки, короткую стрижку и загар. Шанель шла напролом, отмахиваясь, как от мух, от шокированных светских дам и критики ханжей. Теперь она, незаконная дочь путешествующего коммерсанта, диктует моду всему цивилизованному миру. Впрочем, Шанель ничего не оставалось делать, как «утопить» себя в работе. Осенью 1918 года Капель женится на юной леди Диане Листер. Но будучи не в силах забыть экстравагантную француженку, он периодически оставляет молодую жену ради коротких и страстных свиданий с Коко. Спеша на одну из таких встреч, Капель не справляется с управлением своего авто и врезается в дерево. Эта смерть, как клеймо, отпечаталась на всей жизни Шанель. Каких бы высот в карьере она ни достигала, кто бы восторженно ни припадал к ее стопам, она была лишена самого необходимого: женского счастья, семейного очага, детей. А претендентов на руку «великой мадемуазель» было предостаточно. В 1920 году она заполучает в свой салон (и в свои объятия) двоюродного брата императора Николая II — великого князя Дмитрия Павловича. Одна из подруг Коко, известная актриса, «уступила» его Шанель со словами: «Он мне дороговато обходится». Коко тогда уже могла не думать о «дополнительных расходах», и в ее жизни начинается «русский период». Она общается со Стравинским, финансирует одну из балетных постановок Дягилева и создает модели, переполненные русской тематикой, — вышивкой, парчой, мехами и даже боярскими шапками. Именно в это время появляются легендарные «Шанель №5». Знаменитый парфюмер Эрнест Бо создает для Дома моды Шанель первые в истории духи со сложным, фантазийным ароматом. Но «русский период» закончился еще быстрее, чем вошел в моду. Знаменитые друзья разъезжаются по свету, а великий князь — в Штаты, на бракосочетание с богатой американкой. Впрочем, Шанель быстро нашла новый источник вдохновения. Один из самых богатых людей Англии, герцог Вестминстерский, как куль, упал к ногам знаменитой француженки. И мода Шанель вновь обретает английский стиль, казалось, похороненный с Капелем. Она актуализирует твид, плиссированные юбки, создает будущую классику моды — маленькое черное платье и, конечно, легендарный костюм-«шанель»: прямая, ниже колен, юбка и свободный жакет с приподнятыми плечами и высокой проймой, отделанный контрастным кантом и позолоченными пуговицами. Но теперь на семейном счастье крест ставит сама Шанель. Ей за 40, и она уже не может обеспечить герцога наследником. Следующий этап интересов модельера — Голливуд. В 1930-м, после долгих уговоров, Шанель подписывает контракт на создание костюмов к фильмам кинокомпании МГМ. Гонорар — один миллион долларов. Через год Коко возвращается во Францию. Ее простые элегантные модели не пришлись ко двору в вызывающе-роскошном и приторноблестящем Голливуде. Но, отказавшись от услуг Шанель в кино, «звезды» с удовольствием одеваются у нее «для жизни». А тем временем Коко увлеклась созданием костюмов для театра... Накануне войны она закрывает Дом и предается ничегонеделанию. Ее хватило ровно на пятнадцать лет. В 1954-м, в разгар культа роскошно-женственного «нью-лук», она с успехом возвращается в мир моды с простыми и «свежими» моделями. На этот раз триумф мог бы и не состояться. Но Шанель «вытаскивают» американцы, не принявшие диоровские «новые кринолины». И 71-летняя «великая мадемуазель» снова — француженка №1; забыты годы изгнания, последовавшие после ее скандальной связи с немецким дипломатом Гансом фон Динклаге во время оккупации Парижа. Богатая, знаменитая и стремительно стареющая Шанель взахлеб работает до самой смерти в 1971 году, почти в 90 лет. Просто больше ничего она не умела делать.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит