- Город

Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы»

Сергей Собянин призвал прибывших из пораженных коронавирусом стран соблюдать режим изоляции

Путин рассказал, в какой момент отказался от двойника

Топ-10 фактов об «Острове Мечты», которые должен знать каждый посетитель

Роспотребнадзор назвал чаще всего подделываемый товар

Столичный школьник изобрел устройство, которое поможет в поиске людей

«Это конец эпохи»: как иностранные СМИ отреагировали на уход Шараповой из тенниса

Россияне назвали причины, по которым отмечают Масленицу

«У Трампа их три»: историк спецслужб рассказал, у кого из мировых лидеров есть двойники

Вильфанд посоветовал россиянам забыть о целине

Степаненко впервые высказалась об отношениях с Петросяном после развода

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Кудрявцева прокомментировала пластические операции Пугачевой

Сергей Женовач: «Нужно уметь получать удовольствие и радость от работы»

Сергей Женовач рассказал, как относится к творчеству Михаила Булгакова и откуда пошла традиция театра встречать гостей яблоками

ФОТО: официальный сайт ГИТИСа

— Сергей Васильевич, как вы расцениваете тот факт, что и в МХТ имени А. П. Чехова, и в Студии театрального искусства одновременно идут премьерные «Три сестры»? Вы как руководитель Московского художественного театра не могли не видеть режиссерскую работу Константина Богомолова?

— Чем больше будет спектаклей на основе великих пьес Чехова, тем лучше. Работа Константина Богомолова выйдет чуть позже, но, думаю, спектакль будет другим. Постановки и не должны быть одинаковыми, да и не бывают такими. Если режиссеры с интересом, азартом ставят посвоему, это вызывает исключительно радостные эмоции.

— Трех сестер — Ольгу, Машу и Ирину играют ваши ученицы, вчерашние выпускницы ГИТИСа. Чем вы руководствовались в выборе их на главные роли?

— В любом театре найдутся свои «сестры», да и другие персонажи этой пьесы. Театр — это коллектив, ансамбль, и распределение ролей зависит от режиссерского решения.

— Актуальна ли сегодня эта пьеса Чехова? И можно ли это увидеть в вашей постановке? В одном из интервью «Вечерней Москве» ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий сказал, что «сегодня бал правит пошлость, и героиня времени — мещанка Наташа» (жена брата сестер Прозоровых. — «ВМ»). Вы согласны с тем, что Наташа — мещанка?

— Во-первых, Антон Павлович очень большой писатель, и у него нет исключительно положительных и исключительно отрицательных героев. В его персонажах много всего намешано, перепутано, подчас — запутано. В каждом персонаже есть и плюсы, и минусы. Современнее Чехова, Шекспира, Мольера авторов нет. Можно сегодня написать пьесу, которая не будет современной, потому что не талантливая. А есть произведения, написанные столетия назад, но вызывающие смех, слезы, сильные эмоции. Ведь «современно» то, что «попадает» в человека. Лично для меня мерило всего — любовь и добро. А дальше возникают силы, с которыми за любовь и за добро борется человек.

Сцена из спектакля "Три сестры" / Александр Иванишин

Сцена из спектакля «Три сестры»

ФОТО: Александр Иванишин

— При работе над спектаклем по Чехову важно ли было для вас, что он был врачом?

— В его произведениях чувствуется, что он врач. Чтобы вылечить больного, необходимо поставить точный диагноз, каким бы он суровым ни был.

— Клятвой Гиппократа «Не навреди» руководствуются многие творческие личности. Вы из их числа? Думаете о спасении мира, людей?

— Педагогика, режиссура и руководство театром — разные роды деятельности, со своими целями и задачами. Когда режиссер ставит спектакль, он занимается созданием некой театральной реальности, и этот процесс во многом интуитивный, непредсказуемый и неуловимый. Вспоминаются слова Алисы из сказки Кэрролла, когда у нее спрашивают: «О чем ты думаешь?» Она отвечает: «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу — тогда узнаю». Оценить силу сценического высказывания возможно, только посмотрев спектакль целиком.

Сергей Васильевич, ответьте, пожалуйста, на вопрос: что мешало сестрам уехать в Москву?

— Поймите, «Три сестры» — не о том, чтобы купить или не купить билет в Москву. У Маши муж работает в гимназии, и поехать она никуда не может. Старшей Ольге 28 лет, и никто не делает ей предложение, и ей тоже некуда ехать. Повторяю, дело не в географии. Москва — образ, символ. Драматургия Чехова — поэтическая, а не реалистическая «Три сестры» — не бытовая история.

— На вас как на руководителя двух театров сегодня возлагаются такие большие надежды... Не слишком ли тяжел этот груз ответственности?

— Если об этом думать, можно легко сойти с ума. Есть конкретные дела, которые необходимо решать, что я и делаю. Сегодня, например, я занимаюсь премьерой «Трех сестер». Что касается Московского художественного театра, в первую очередь мне необходимо вникнуть и войти во внутренний театральный процесс, чем я и занимаюсь. Ответственность есть во всем, и мне к ней не привыкать. Профессия режиссера требует того, чтобы отвечать за то, что делаешь. Но при этом нужно уметь получать удовольствие от работы и дарить радость другим. Без радости, без любви театр теряет смысл. Если режиссер не получает радости от своей работы, то театром лучше не заниматься. Работаешь ведь для радости, удовольствия, постижения, а не для успеха или оценки.

Сцена из спектакля "Три сестры" / Александр Иванишин

Сцена из спектакля «Три сестры»

ФОТО: Александр Иванишин

— Важна ли для вас реакция зрителя?

— Получился спектакль или нет, можно понять только после того, когда приходит зритель. При этом мы не делали спектакли, ориентируясь на восприятие публики. Но именно зал расставляет акценты в спектакле. Причем зал в каждый спектакль разный. Когда больше молодежи — одно восприятие спектакля. В зависимости от показа — в Москве или в провинции — другое. Если зал будет состоять, к примеру, из военных, — третье. Прелесть театра еще и в непредсказуемости реакции зрителя. Дыхание зрительного зала во многом зависит от людей, которые пришли смотреть спектакль.

— Наверняка задумывались о том, будет ли спектакль успешным?

— Только тогда, когда придет зритель, будет понятно, что мы сделали. Важно, что проза — очень живая и все проблемы, темы, затронутые в ней, касаются нас сегодня. К тому же я не считаю, что мои спектакли должны всем нравиться. Они должны вызывать споры, мысли, желание перечитать произведение. Спектакль — это не покупка духов с тем запахом, который ты выбираешь, чтобы нравиться другим. Иногда режиссерский дар — это провоцировать, раздражать зрителя. Мой дар другого рода — более домашний. Лучше вести задушевный разговор, чем агрессивный. Когда выбираю название будущего спектакля, представляю театральную афишу города и думаю: «А хотел бы я пойти на этот спектакль или нет?»

СПРАВКА

Сергей Васильевич Женовач родился в 1957 году в Потсдаме, ГДР .

В 1979 году окончил режиссерский факультет Краснодарского института культуры.

В 1983–1988 годах учился на режиссерском факультете ГИТИС а.

С 2005 года — основатель и художественный руководитель театра «Студия театрального искусства».

С 23 марта 2018 года — худрук и директор МХТ имени А. П. Чехова.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Женовач предлагает оригинальный взгляд на «Трех сестер»

«Три сестры» - пьеса на все времена

Чем известен Сергей Женовач

Новости СМИ2

Камран Гасанов

Путин и Эрдоган встретятся «на четверых»

Дарья Завгородняя

Чего бояться в високосном году

Алиса Янина

Анти-Грета: у экоактивистки появилась конкурентка

Виктория Федотова

Не портите блинами на кефире ваши отношения

Анатолий Горняк

«Географ глобус пропил»: за что уволили трудовика

Дмитрий Журавлев, политолог

Можно ли считать Эрдогана другом

 Александр Хохлов 

Каждый мужчина должен уметь стрелять

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах