Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва

Развлечения
Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва
Режиссер театра и кино, заведующий литературной частью Московского Художественного театра имени Чехова Николай Шейко / Фото: Александр Лыскин/РИА Новости
Завлит Московского Художественного театра им. Чехова Николай Шейко принимает поздравления с круглой датой. А накануне "Вечерка" побеседовала с юбиляром.

За репертуар театра 80-летний Николай Михайлович Шейко отвечает с 2000 года, когда на пост худрука пришел Олег Табаков. А начал работать в детище Станиславского и Немировича-Данченко он в 1992 году, поставив на легендарной сцене спектакли «Блаженный остров», «Маскарад», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский антиквар», «Учитель словесности».

— Николай Михайлович, начнем со злободневного: как вы оцениваете назначение на пост художественного руководителя Московского Художественного театра режиссера Сергея Женовача?

— На мой взгляд, приход его очень уместен. С его руководством я связываю надежду на возрождение традиций нашего театра, которые были немного забыты.

— Вы считаете, что сегодня Московский Художественный театр далек от того, что создали отцы-основатели?

— Очень свежа рана от ухода Олега Павловича Табакова, который так много сделал для развития театра, и говорить какую-то критику в его адрес не хочется. Но сегодня наш театр стал всеяден. С одной стороны, в его репертуаре каждый зритель найдет спектакль на свой вкус, но, согласитесь, что далеко не у всех этот вкус хороший. Отважное и даже забавное «разлюли» опасно для театра, который должен «держать традицию», а Московский Художественный театр без традиций немыслим. Не могу не сказать о том, что самое неблагодарное — подсчитывать кассовые успехи театра за несколько лет. Кассовый успех не может быть главным показателем деятельности театра. Еще раз о традициях: на что гениальным режиссером был Всеволод Мейерхольд, но и он третью часть своей жизни посвятил изучению источников, традиций, без которых он бы не мог поставить свои новаторские спектакли. МХТ — такой театр, который должен сохранять традиции, и я уверен, что Сергей Женовач обратится к корням Московского Художественного театра.

— Кто формировал репертуар театра при Олеге Табакове?

— Репертуарной политикой занимался Олег Павлович. Он советовался со мной, когда ставить какой-то спектакль, но материал выбирал исключительно сам. Он рассматривал и решал — быть спектаклю или не быть. Он был очень-очень энергичным, трудолюбивым человеком. Раньше всех приходил в театр и позже всех уходил. Было ощущение, что он и спал в театре. Однажды я увидел Олега Павловича в семь утра. Табаков всегда старался сделать для театра больше, чем даже было в его силах. Хотел реформировать сцену, заменить все оборудование, построить филиалы, а пробить все это на высшем уровне было непросто. Табаков мыслил мерками западного человека и создавал театр высокотехнологичный, соответствующий мировым стандартам. Но я пришел в Московский Художественный еще при Олеге Ефремове.

— Много ли было свободы в театре при Табакове?

— Табаков сам был очень свободным человеком и другим давал свободу. Другое дело, что далеко не все его инициативы были по душе всему коллективу, и многие старейшины не принимали его нововведений.

— Каким он был в общении с людьми?

— Разный. В первую очередь, Олег Павлович — актер, с подвижной, переменчивой психикой.

— В чем, на ваш взгляд, главное принципиальное отличие режиссера и актера?

— Режиссер — охотник, а актер — жертва, и в этом состоит главное отличие. Без диктата режиссеру невозможно. Но чем выше талант, интеллект режиссера, тем диктат его более невидимый.

— В Олеге Ефремове преобладал актер или режиссер?

— Конечно, актер. Великий актер. Олег Ефремов — одно из «актерских чудес» XX века. В фильме «Три тополя на Плющихе», казалось бы, Ефремов ничего не делает за рулем машины, а в его глазах — все есть. Олег Ефремов — актер мирового уровня, и таких в России было немного. Ефремов был и режиссер хороший, и организатор, и руководитель, но его гений — актерский.

— Как вам кажется Олег Табаков сравнивал себя с Олегом Ефремовым?

— Все актеры сравнивают себя с другими актерами — это неизбежно. Каждый хочет переиграть другого, и порицать его за это нельзя. Я сторонник того, чтобы театром руководил режиссер.

— Какие взаимоотношения у Олега Ефремова были со славой?

— Олег Николаевич был очень умный, проницательный человек и умел отпускать мысли о славе. Вне всякого сомнения, он как актер знал себе цену, понимал свою исключительность и не думать о славе не мог. Но природный ум позволял ему забывать о славе.

— Что вы думаете по поводу пушкинской фразы «Гений и злодейство — вещи несовместные»?

— Чтобы ответить на этот вопрос серьезно, я должен прежде всего определить соотношение таланта человека и его нравственного чувства. Я думаю, что если очень талантливый актер поступает плохо как человек, то он имеет на это право.

— Кого, по вашему мнению, можно назвать лучшим учеником Олега Табакова?

— Евгений Миронов. Он умеет всматриваться, когда работает над ролью. Берет много из жизни, из мира, из себя.

— Как вы считаете, назначение Владимира Машкова руководителем «Табакерки» — правильное решение?

— Все актеры «Табакерки» — друзья Машкова, многие — его однокурсники, и, думаю, очень трудно ему будет руководитель театром. К тому же Владимир Машков — человек вспыльчивый, а для руководителя театра это большой недостаток. И Машков — актер до кончика пальцев, его природа абсолютно актерская, а значит, зависимая. Олег Павлович Табаков очень рано начал заниматься в театре административной работой — он был директором «Современника» в 35 лет, и это позволило ему вовремя избавиться от некоторых актерских недостатков... Я очень хорошо отношусь к творчеству Владимира Машкова, видно, что он очень добрый, хороший и талантливый человек. Но режиссер должен быть жестким.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.