Владимир Высоцкий – духовный учитель Станислава Говорухина
Вертикаль
Кинокартина вышла на экраны в 1967 году. В фильме рассказывается о группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор-Тау. Они получили сигнал немедленно возвращаться, так как надвигается грозовой циклон. Связист скрыл от товарищей это предупреждение, и они оказались в критической ситуации. И только благодаря мужеству спасателей и опыту спортсменов удалось избежать страшной трагедии.
Как вспоминал сам Говорухин, в течение недели актерам пришлось жить в палатке под ледником, чтобы набраться опыта скалолазания и буквально «почувствовать», что такое горы. Команда очень рассчитывала на песни, которые напишет Высоцкий, ведь без них картина просто не состоялась бы.
Тогда же случилась трагедия: на Кавказе, где снимали фильм, на пике Вольная Германия погиб альпинист, и товарищи тщетно пытались снять его со стены. Спасательные отряды отправились на помощь, но погода была беспощадна: шли дожди, а гора осыпалась камнепадами.
Как писал Говорухин, ледник под вершиной стал похож на поле боя – то и дело вниз по нему спускались альпинисты, ведущие под руки раненого товарища, а кого-то даже несли на носилках. Палатка актеров «Вертикали» превратилась в перевязочный пункт с горячим чаем и посильной помощью.
«Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять, ради чего все это... – рассказывал кинорежиссер. – Так родилась первая песня:
Да, можно свернуть,
Обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа».
Высоцкий впервые видел горы, но альпинисты уже считали его «своим» и верили, что он восходит на вершины как бог.
И это тянулось красной нитью сквозь все творчество Высоцкого – люди, читавшие его стихи и слушавшие песни, не сомневались, что он пережил все, о чем он писал.
«В песнях он проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Будучи артистической натурой, он как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть, – замечал Говорухин. – Судя по его песням, он всегда знал предмет досконально. Откуда? У него была изумительная память, а слушать он умел как никто. Это редкий дар».
Более того, для Высоцкого важной частью жизни было общение с интересными людьми - он буквально "питался" тем, что видел и слышал. Это стало для него «окном в мир, куда он, перегруженный заботами, не имел легкого доступа».
В одном из интервью Станислав Сергеевич признался, что поэт научил его быть сильным.
«Он из небольшой когорты тех, кого я могу назвать своими духовными учителями», – сказал Говорухин.
Место встречи изменить нельзя
Работалось Говорухину с Высоцким не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Поэт был очень своевольным человеком, никогда не появлялся в кадре просто так и не терпел формальностей. Он стремился в каждую мелочь, в каждую деталь создающегося фильма добавлять что-то свое.
«При этом артист был какой-то... торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше», – говорил Станислав Сергеевич.
По его словам, на роль Глеба Жеглова в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя», который сняли в 1979 году, не Говорухин пригласил Высоцкого, а Высоцкий – Говорухина. Но стать Жегловым артисту удалось не сразу.
Разумеется, все понимали, что эта роль принадлежит только Высоцкому и больше никому, однако его кандидатуру, как утверждал режиссер, буквально «пробивали». Говорухину помогла простая хитрость: он приводил на пробы актеров, которые не могли даже тягаться с ним в мастерстве, что и заставило чопорное руководство сдаться.
Владимир Семенович принимал непосредственное участие в написании сценария к «Месту встречи». Так, именно по его задумке появилась история с фотографией Вари, приклеенная на дверь среди других снимкрв, когда в сцене в подвале Шарапову надо было дать какой-то знак – указать дверь, ведущую к спасению.
Конечно, артист очень мечтал спеть в «Месте встречи». Но Говорухин твердо заявил: тогда на экране будет не Жеглов, а Высоцкий, играющий Жеглова!
Владимир Семенович тогда обиделся и отказался исполнять в кадре песни Александра Вертинского, которые затем ненавязчиво предложил Говорухин. Мол, не хочешь, чтобы я пел свое, не буду и чужое…
«Место встречи изменить нельзя» снимался тяжело. В те годы жизнь Высоцкого была буквально на волоске.
«10 мая 1978 года – первый день съемок. И день рождения Марины Влади. Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот – неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И Володя: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!» Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер», – признавался Станислав Говорухин.
Когда ему на время съемок потребовалось уехать, он доверил Высоцкому руководство картиной. А тот уже давно размышлял о режиссуре. «Он нас измучил!» – жаловалась команда, когда Говорухин вернулся.
«У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили, – писал режиссер. – Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты».
Но, несмотря на все сложности, фильм «Место встречи изменить нельзя» вышел на экраны и стал настоящим бестселлером. Создателям удалось максимально ярко и точно передать атмосферу послевоенного времени. Улицы пустели, когда показывали эту кинокартину по телевизору. И до сих пор она не теряет своей остроты, не стираются ее сочные краски.
Мистическое совпадение
Кончина Станислава Говорухина омрачила событие, к которому давно готовились в России, – первый в стране чемпионат мира по футболу. Удивительное совпадение, но Владимир Высоцкий умер спустя неделю после начала Олимпийских игр 1980-го года. Это была первая в истории Олимпиада на территории Восточной Европы, а также в социалистической стране. Более того, оба этих спортивных мероприятия – летние.
Чемпионат начался 14 июня этого года, а игры – 19 июля 1980-го. Уход из жизни Высоцкого буквально «затмил» Олимпиаду. Через день после кончины Владимира Семеновича об этом написали крупнейшие мировые издания Франции, Югославии, Болгарии, Бельгии, Италии и Великобритании.
Пожалуй, то же самое можно сказать о смерти Станислава Сергеевича. Все отечественные СМИ продолжают писать и вспоминать о великом режиссере. Более того, тенденцию подхватили и зарубежные журналисты – некрологи о Говорухине можно найти на сайтах американских газет «Chicago Tribune», «The Washington Post», «The New York Times» и других.